Кирилл Рогов: "Игра в распределение доходов превратилась в игру по распределению убытков"

март 12, 2010

На altapress.ru продолжается серия публикаций выступлений экспертов на форуме "Сибирский Давос", который прошел 6-7 марта в Белокурихе.

Кирилл Рогов, политический обозреватель.
altapress.ru

На этот раз предлагаем вашему вниманию стенограмму выступления Кирилла Рогова, заведующего кафедрой политических коммуникаций Академии народного хозяйства, политического обозревателя. Темой его доклада была "Политэкономия современной России".  

Кирилл Рогов,
заведующий кафедрой политических коммуникаций Академии народного хозяйства, политический обозреватель:

   

Нам обещают, что во второй половине дня Евгений Шлемович . А я на всякий случай, заранее расскажу, почему она невозможна. То, что я постараюсь рассказать, будет несколько теоретично. Но, с другой стороны, мы настолько знаем какие-то реалии, что все будет понятно и ясно. Я начну со стороны политического режима. Чтобы понять, что с нами будет происходить, и в чем зарыта проблема. Нам нужно сначала определить то место, в котором мы находимся. Мы не любим слова "демократия – не демократия".

Но я все-таки буду вынужден к ним обратиться и сразу отмечу, что вопрос о том, что у нас с демократией происходит в стране – не такой уже простой, каким кажется на первый взгляд. Потому что многие чувствуют и понимают, что демократии, скорее становится меньше. Но что это значит – это уже спорный вопрос. Потому что как только мы предположим, что при Путине положение  с демократией в России ухудшается. Но как только я спрошу: а что было в России с демократией до Путина, то начнутся дискуссии. Поэтому нужны более тонкие инструменты для того, чтобы в этом поле себя определять. В частности, в данной презентации я пользуюсь классификацией классика демократии Роберта Даля.

Есть два признака - уровень состязательности в обществе и уровень участия граждан, их возможность контроля. Например, когда участие граждан низкое в обществе и состязательности нет – это классическая гегемония. Бывает, когда состязательность высокая, при этом контроль граждан и участие граждан в политике низкое - это конкурентная олигархия. Бывает, когда граждане как бы включены в социальную жизнь, но при этом нет конкуренции – это инклюзивная гегемония. И полиархия – это власть многих – то, что мы понимаем под словом демократия. Действительно, та социально-политическая реальность, которая у нас была в конце 90х годов, до начала этого цикла, скорее всего, мы можем ее описать как конкурентную олигархию. У различных элитных групп были определенные ресурсы, возможности контроля ресурсов или какая-то собственность. И они, пользуюясь этим, могли формировать свое политическое представительство, создавать партии, которые они финансировали, СМИ для этих партий содержать. Таким  образом, при помощи этих ресурсов, они формировали такие политические структуры, которые апеллировали к электорату.