март 15, 2010
14 марта в Алтайском крае прошли муниципальные выборы. Традиционно они отличаются низкой явкой избирателей. Например, на выборах 1 марта 2009 года средняя явка по краю составила всего 26%. Чтобы разбудить электорат в выходной день и пригласить его к избирательным урнам, в ход идут разные методы и приемы. Устраиваются ярмарки, представления, шоу, презентации, дегустации. Да и каждый из кандидатов в своей кампании призывает проявить активную гражданскую позицию, прийти и проголосовать за него, естественно. В связи с этим мы поинтересовались у наших экспертов, как повысить явку?
Выборы.
Олег Богданов
Понятие "явка на выборах" является технологическим элементом избирательной борьбы. Для одних кандидатов выгодно, чтобы явка была низкой, для других - высокой. Дело в том, что традиционно все избиратели делятся на три категории: "свои", "чужие" и так называемое "болото". Избиратели первой и второй категорий голосуют за конкретного кандидата, а последние приходят на избирательные участки, еще не определившись с выбором. Таких обычно большинство - порядка 60%. Поэтому кандидаты стараются повысить или, наоборот, уменьшить явку определенных категорий электората. Выборы на уровне сельсоветов имеют свою особенность. Здесь кандидаты обладают небольшим объемом денежных средств, а значит, не могут повлиять на уровень информированности населения. Обычно жители деревень узнают о выборах за пару недель, и за оставшееся время у них не возникает устойчивой мотивации идти на избирательный участок. Если бы кандидаты имели больше информационных возможностей, то такую мотивацию можно было заострить.
В этом году мы сделали все, чтобы привлечь на избирательные участки людей. Еще 14 февраля были размещены большие банеры во всех микрорайонах города. Через участковые комиссии были доставлены приглашения до каждого избирателя. Мы задействовали газеты и телевидение. Считаю, что теперь каждый бийчанин полностью информирован. А вот никаких представлений, ярмарок и прочих мероприятий мы устраивать не стали. Чтобы избежать судебных исков и обвинений от кандидатов в неравности условий, мы отказались от увеселений.
Честно говоря, я даже не знала о выборах. Очень мало информации о них было. Наверное, для того чтобы явка повышалась, необходимо больше информировать людей. Если говорить о специфике работы нашей компании, то мое мнение здесь однозначное: нужно изменить стереотип, сложившийся у людей. Значительная часть населения, на мой взгляд, думает о том, что выборы - это пустая трата времени. Голосуй или нет, ничего не изменится. Но мы готовы превратить выборы из скучного мероприятия в настоящий праздник. Только вот заказов со стороны избиркомов пока не поступало.
Только самосознание и воспитание правовой и выборной культуры спасет положение. Мы в России привыкли жаловаться на власть, не вполне понимая, что, участвуя в выборах, отдавая свой голос за того или иного кандидата, мы эту власть сами же формируем. Призывать или завлекать на выборы, я считаю, бессмысленно. Качественно проведенная избирательная кампания должна показать, за кого ты должен отдать свой голос. Посмотрите, во что сейчас превратились выборы. Обещания льются водопадом, причем даже от тех кандидатов, которые уже успели поработать во власти и ничего хорошего не сделали. И это отбивает охоту идти на выборы.
Большую явку на выборах могут обеспечить, наверное, бесплатные раздачи различных товаров. Приведу пример из недавней практики нашей компании, правда, не связанной с выборами, зато весьма показательной. 7 марта на празднике "Лыжня здоровья" мы проводили дегустацию в форме угощения всех желающих бутербродами. Такого скопления людей возле наших прилавков я давно уже не видела.
В день выборов в селах мы провели спортивные и культурные мероприятия, таким образом пытаясь привлечь внимание жителей. Как показывает практика, чем меньше населенный пункт, тем активнее там избиратели. На этих выборах надеемся, что явка превысит 50%. В нашем районе голосуют в основном люди пожилого возраста, большая часть всех избирателей старше 50 лет.
Фактором, который увеличит явку избирателей на выборы, может стать обязательная отчетность депутатов на округах о своей работе. Люди должны видеть, что их избранник действительно работает, а не сидит на месте и штаны протирает. Негативно влияют на активность избирателей постоянные скандалы, которые разворачиваются вокруг выборов и их итогов. Кандидатам надо научиться проигрывать достойно.