март 19, 2010
Имя простого сельского учителя прославил на всю страну его сын– космонавт Герман Титов. Но и до событий 7 августа 1961 года Степан Павлович Титов был известен на малой родине как прекрасный учитель, музыкант, художник. Полет сына подарил отцу популярноть, но бессмертным его сделала работа в сельской школе. В 2007 году в Алтайском крае учреждена педагогическая премия его имени, в апреле этого года пройдут всероссийские Титовские чтения.
Первые лауреаты премии им. С.П.Титова.
Анна Зайкова
Степан Титов – педагог-практик, он не оставил после себя многотомных научных трудов и методик. Но живут его книги, где он размышляет о детстве, учительстве и трудностях взросления. В юности он хотел стать музыкантом и поступил на музрабфак при Московской консерватории. Из-за смерти отца пришлось прервать учебу и вернуться домой. Эту способность расставаться с мечтой и добиваться большего, чем желал, Степан Титов пронес через всю жизнь.
Будучи учителем русского языка и литературы, он организовал школьный хор и оркестр. Окончив курсы иностранного языка, Титов стал преподавать немецкий. Его картины украшали клуб, школу, сельскую библиотеку. Познавать и учиться самому – таким, по мнению Титова, должен быть учитель. Он не дает четких рекомендаций, как учить и воспитывать детей. Читая его книги, каждый самостоятельно формулирует суть его педагогического наследия. Титов часто пишет о том, что беспокойство и любопытство – это право молодой жизни и нельзя лишать ребенка проблем и радостей роста.
Свои таланты и мечты Степан Титов хотел передать сыну: купил ему гармонь, скрипку, краски. А Герман торчал в кузнице до потемок, бился на волейбольной площадке. "Мать, говорю, сын у нас что-то ни туда и ни сюда, – вспоминал Степан Титов в своей книге „Два детства”. – Ни к музыке, ни к рисованию нет желания. Подталкиваю – не цепляется. Не бестолковый ли?"
Особенность прошлого столетия заключается в том, что оно позволило выходцам из деревень оторваться от сохи и взлететь в космос. Село питало науку, культуру, образование. Тысячи современных художников, писателей, ученых, бизнесменов родом из деревни. Тому было много причин, но главное то, что наука, культура и образование сами шли в село. Учитель Степана Титова Адриан Митрофанович Топоров просил направить его работать из Барнаула в сельскую школу. Он стал основателем первой коммуны в Косихинской волости, долгие годы учил детей и просвещал взрослых. Несмотря на ужасы и трудности советской эпохи (Топоров был репрессирован и провел в лагерях пять лет), он оставил после себя книги, учеников, школу, преемника и главное – доброе имя.
То, что пришлось пережить людям тех лет, не идет ни в какое сравнение с ничтожностью проблем наших современников.
– Сельская школа сегодня имеет очень хорошее техническое оснащение, – рассказывает Геннадий Иванов, директор Чернокурьинской средней школы Мамонтовского района, лауреат премии им. Титова. – Но необходимо возрождение села в целом, а не образования в отдельности. Нужны условия для привлечения молодых талантливых педагогов.
Иначе говоря, чтобы сельский паренек полетел в космос, надо, чтобы за 45 лет до этого события в его родной деревне появилась современная школа. А вместе со школой – учитель, готовый ездить на работу и обратно по восемь километров в день на старом мерине (как это было с Адрианом Топоровым).
Поделиться опытом, рассказать о своих достижения и трудностях педагоги смогут на Всероссийских чтениях "Педагогическое наследие С. П. Титова", которые пройдут 22–23 апреля. Уже сейчас создаются и обновляются музейные экспозиции и выставочные стенды, написаны и готовятся к печати статьи педагогов. В сборник материалов Титовских чтений войдет около 300 работ, где кроме авторов из Алтайского края выскажутся учителя и ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Якутска, Кирова и других городов России. Свою статью из Украины прислал внук Адриана Топорова.
– В этом году у нас много материалов об истории школ и преемственности поколений, – рассказывает Лариса Зинченко, заместитель директора института психологии и педагогики АлтГПА. – К примеру, в крае есть педагогические династии, насчитывающие сотни лет. Или раскинувшиеся по всему миру: от Бийска до Швеции и Германии.
В рамках Титовских педагогических чтений планируется проведение не только традиционных мероприятий (педагогические гостиные, семинары), но и новых.
– В 1962 году в "Литературной газете" педагогическим сообществом широко обсуждалась статья Степана Титова о том, как преподавать в школе литературу. Тема до сих пор не утратила актуальности и интересна современным педагогам. Мы планируем издать эти материалы отдельной брошюрой, – говорит Николай Юртаев, заместитель начальника научного отдела АлтГПА. – Интересно откликнулся на проведение чтений наш факультет физической культуры. Они решили организовать пробег из Барнаула до села Полковниково, где жил и работал Степан Титов.
В августе 2007 года Александр Карлин учредил премию имени Титова. Ее ежегодно получают десять сельских учителей. Размер каждой премии – 125 тысяч рублей. За два года названо 20 имен.
– Сельский учитель – это больше, чем просто педагог, – считает Надежда Бугай, директор Кашкарагаихинской школы Тальменского района, лауреат премии им. С. П. Титова. – Это человек, который открывает ученикам разнообразие всего мира. Потому что зачастую на селе, кроме школы, этого больше никто сделать не может.
Какое терпение и глаз нужны тому, кто по слабым знакам предположит, на что способен молодой побег, какой цветок он может раскрыть. Таким человеком был мой учитель – Адриан Митрофанович Топоров.
1 260 школ в Алтайском крае, 80% из них сельские.