март 23, 2010
Рынок так называемых праздничных услуг на Алтае молод и совсем недавно разменял второй десяток. Одним из первых хедлайнеров этого рынка стал предприниматель Андрей Полевой, более известный в регионе как "Брусника". О том, как школьник-аниматор стал "бизнесменчиком", каковы нюансы праздничного сервиса "от Брусники", о пользе кризиса и о своем сходстве со Шреком рассказал г-н Полевой.
— Андрей, ваша фамилия практически неизвестна, а вот псевдоним узнаваем едва ли не в каждой третьей компании Барнаула. Каково происхождение "Брусники"?
— Псевдоним не имеет никакой платформы, а придуман был, что называется, от балды. Года четыре назад один из клиентов, которому я организовывал свадьбу, в беседе сказал: "А чего это ты просто Андрей?! Давай мы тебе что-нибудь клевое придумаем!" И почему-то придумалась "Брусника". Мне понравилось, так и прижилось. У меня потом даже было этакое фруктово-ягодное шоу: я — ведущий "Брусника", диджей — "Ежевика" и так далее. С тех пор все, что я со своей командой делаю, — "от Андрея "Брусники".
— А с чего начался путь от Андрея Полевого до "Брусники"? Как вы пришли в этот бизнес?
— Бизнес — это магазины, заправки, недвижимость. У меня — бизнесик, а сам я — бизнесменчик. Началось все в 1998 году с открытия кафе "Маугли" в центре Барнаула. По приглашению знакомых я пришел туда работать аниматором, и сначала у меня ничего не получалось. Но как-то потихоньку освоился и через полгода стал хедлайнером "Маугли". У хозяина этого кафе были еще два заведения — "Вечеринка" в ДК "Трансмаш" и "На Советской". Он предложил мне попробовать силы во взрослых программах, я согласился. Вспоминать о первых опытах страшно: было не очень весело, мне кажется. Но тоже научился, и со временем мое шоу стало популярным. Так и работал: днем в "Маугли", вечером — "На Советской", а ближе к полуночи — в "Вечеринку". С таким графиком опыт накапливался очень быстро, и я начал задумываться о самостоятельности.
Сначала искал мастера по костюмам, это был вопрос № 1. Как-то в одном магазине увидел отличные маски ручной работы. Продавцы сказали, что делает их местный специалист. Я его нашел, он оказался очень профессиональным мастером, работаем с ним и сейчас. В 2004 году я официально создал ИП и с тех пор работаю сам на себя.
— Организацией шоу в Барнауле занимаются порядка 10 компаний, на этом же поприще работает масса "свободных художников". Как уживаетесь с конкурентами?
— В Барнауле есть два организатора-шоумена, с которыми у меня хорошие отношения, и их я конкурентами не считаю. Это Станислав Корецкий и Алексей Авдеев "Жук". Просто мы заняты одним делом, и все. А остальные — это мелкие и очень мелкие шабашники. Знаете, есть даже такие "семейные подряды": мама за тамаду, сынок сидит у магнитофона, а дочка поет и танцует. И вся эта трэш-тусовка стоит 3 тыс. рублей. Разве это конкуренты?
— На многих мероприятиях вас можно видеть в костюме Шрека. Любимый персонаж?
— Шрек самый популярный у детей герой последнего времени, соответственно, самый востребованный. Он, конечно, людоед, и голос у него страшный, он может делать самые безумные вещи, и при этом Шрек добрый, дети его любят, с удовольствием треплют за уши. Мы со Шреком, кстати, похожи: у меня тоже голос низкий, я добрый и могу ух как покуражиться! С детьми вообще здорово работать: мы стоим с ними "на ушах", и детям это нравится. В последнее время, кстати, им уже и Шрек не так нужен, не говоря о Губке Бобе или Фионе. У них теперь самый популярный персонаж Андрей "Брусника", который приезжает играть с ними на деньги и балдеть. Я практически уверен: больше, чем я, никто в этом городе не провел детских праздников.
— А есть какой-то вид праздников, который приносит максимальную отдачу?
— Максимум эмоций я получаю от свадеб: там все мило, здорово. А с точки зрения денег… Тут сказать сложно, все индивидуально. Иногда делаешь праздник, условно говоря, на тысячу человек, а приходит десять посетителей — и ты в долгах. А бывает, вместо тысячи приходят две тысячи — и тогда ты в шоколаде… В общем, по-разному бывает, некоторые проекты очень рискованные. В основном это касается массовых мероприятий на открытом воздухе.
— В части таких шоу вам в какой-то степени составляют конкуренцию общегородские праздники. Не было задачи посотрудничать с мэрией?
— Я пытался, но не срослось. Городские власти на такие предложения реагируют неадекватно. Боятся, что ли? Поэтому из года в год День города проходит по одному сценарию, с одними и теми же танцами. Ходить на такие мероприятия бессмысленно: известно уже все, что там будет. В 2009 году День города в Павловске был круче, чем в Барнауле! Так что по результатам этого праздника стоит весь городской отдел культуры разогнать.
— А может, дело не только в отделе культуры? Возможно, это вы в формат официальных праздников не вписываетесь?
— Я действительно не в формате официоза. Торжественные речи, читаемые по листочку, "добрый день, уважаемые господа". Эта скукота не по мне. Мне надо, чтобы "эгей!" и все стояли на ушах. И никак иначе. Я уверен, что городской праздник в таком формате имел бы успех.
— Делать людям праздник — это сложная работа?
— Очень! Скачешь с одного мероприятия на другое: устал ты или нет, грустно тебе или весело, надо зажигать. Но по части работы я абсолютно безумен, можно сказать, что отморожен на всю голову, — такова моя натура. Поэтому я могу побороть свое негативное настроение, забыть на время про все и работать так, чтобы все было клево.
— Ваше безумие как-то сказывается на вашей команде?
— У меня очень жесткий контроль качества. И, если что, я запросто могу лишить человека определенной части зарплаты, не пригласить его на следующее мероприятие, рассказав всем, что с ним нельзя работать. Я вообще переживаю из-за каждой мелочи, и у меня, наверное, много уже седых волос. Просто я блондин, и их не видно!
— А как строятся отношения с заказчиками?
— Обычно люди, которые ко мне приходят, видели мои программы или слышали о них, так или иначе они в курсе моих подходов к работе. Поэтому проблем нет.
— И что это за особенные подходы?
— Ну, например, сценарий мероприятия обычно знаю я один, и он даже не написан на листике, а только у меня в голове. Я знаю своих заказчиков только в лицо, никогда не спрашиваю их фамилий: мне кажется, чем меньше я знаю, тем лучше. Такой подход обеспечивает отсутствие даже минимального шанса случайно повредить чьей-то репутации, рассказав, например, какой праздник был у N и чего он там вытворял. Еще я беру оплату только после мероприятия, когда говорят "спасибо". И по-другому еще не было. А могу, кстати, и за свой счет отработать — только для того, чтобы доставить людям удовольствие, — это к вопросу о том, что я больной на голову. Вот в пятницу (беседа состоялась в конце декабря. — Прим. "ВД") мы поехали в Белокуриху. Я на свои деньги купил большое количество напитков, собрал программу, всех привез, и мы сделали шестичасовое мероприятие — клевое, интересное. И пусть хоть один конкурент скажет, что он тоже так поступает! Я работаю прежде всего в буквальном смысле за "спасибо" — мне нравится доставлять людям удовольствие. И только во вторую очередь важны деньги.
— И все же они важны. Сколько может стоить шоу от "Брусники"?
— Минимум моя программа на пять-шесть часов с аппаратурой и диджеем стоит 13–15 тыс. рублей. Лично мой "потолок" был 45 тыс. рублей — столько заплатил заказчик за мое ведение новогодней ночи. Этот праздник люди помнят и сейчас, кого встречаешь — до сих пор на эмоциях. И после этого мероприятия меня пригласили стать ведущим русских фестивалей на Кипре. У заказчика там свой бизнес, он увидел во мне потенциал и предложил его использовать на своих мероприятиях на Кипре. В начале года летим туда!
— В условиях кризиса многие урезали свои расходы по ряду статей. В числе таковых наверняка оказались и праздники?
— Людям и в кризис надо отдыхать. Чтобы выжить, они больше работают, и им просто необходимо иногда как-то расслабляться! И свадьбе кризис не помеха, а детские праздники — вовсе не статья экономии. У меня заказов не то что меньше — больше стало, и, соответственно, я заработал денег приличнее, чем до кризиса. 2009 год был очень хороший, хотя и тяжелый: работы много, каждый день был расписан.
— Неужели даже средний чек за мероприятие остался прежним?
— Я вам больше скажу: он вырос.
— За 10 лет ведения шоу вы не разучились волноваться перед началом?
— Мандраж есть перед каждым мероприятием. И это здорово: эти эмоции нужно ловить и получать от них удовольствие, заряжаться. Я вообще всегда действую, вооружившись только эмоциями. У меня нет никакого бизнес-плана, стратегии развития и прочей скукоты. Я знаю свой график на ближайшее время, этого достаточно.
— И никогда далеких планов не строите? Например, чем будете заниматься, когда возраст не позволит на сцене зажигать?
— Да, в какой-то момент годы возьмут свое… Тогда, конечно, старенький Андрей "Брусника" больше не будет вести мероприятия. Он будет оказывать организаторские услуги и генерировать идеи. А реализовывать их будут уже другие.
— У вас есть мечта?
— Да. Я мечтаю устроить party в каком-нибудь заброшенном, полуразрушенном здании завода. Сделать трэш-тусовку с трэш-музыкантами. С такими, как безумный балалаечник Владимир Бакитко. Собрать друзей и побалдеть!
— Вы даете деньги в долг?
— Да, но каждый раз жалею. Куда-то потерялся принцип взаимоотношений "уговор дороже денег". Меня и в деле даже формальные договоры не так волнуют, как устные соглашения.
— Вы гурман?
— Да. Люблю мясо, приготовленное на гриле. А сам не готовлю — не хочу.
— На что бы вы потратили свободное время?
— Я бы поухаживал за своими костюмами — сам, а не отдавая, как обычно, в чистку. Что-то сделал бы дома, "лизнул" бы машинку свою — тоже сам. Горные лыжи бы освоил – три года думаю об этом, а все некогда.
Андрей Полевой родился 9 февраля 1981 года в Барнауле. Окончил АлтГТУ по специальности "Инженер-конструктор сельскохозяйственного машиностроения". О своем образовании г-н Полевой говорит так: "Учился я не очень хорошо, меня дважды пытались выгнать за непосещаемость. Но вовремя собрался и окончил вуз. В "политехе" я научился самой, наверное, главной вещи — "включать мозг". И за это ему большое спасибо!"
Андрей Полевой начал подрабатывать аниматором в 11-м классе, а первой ролью был "человечек-огуречик". Потом по найму участвовал в различных шоу-программах в качестве ведущего, артиста и организатора. В 2004 году г-н Полевой зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя. В числе его постоянных клиентов значатся "Барнаульский пивоваренный завод", "Тейси", автосалоны "Форд", "Барнаул-Моторс", компания "Алтан" и другие.
Андрей Полевой женат, воспитывает сына Михаэля.