Неожиданный долг возник у потребителей "Алтайкрайэнерго". Как быть?

март 25, 2010

Более девяти тысяч потребителей "Алтайкрайэнерго" (юрлица и предприниматели) имели полное право спать спокойно весь 2009 год. Ведь у них на руках было самое действенное "успокоительное" – акт сверки расчетов, в котором их добросовестность при оплате электроэнергии была подтверждена печатями и подписями.

Теперь многие из них озадачены: энергетики прислали им новые документы, в которых числится долг за "сожженное" и оплаченное полтора года назад электричество.

В энергокомпании объясняют, что в тот момент ошиблись, недоначислив клиентам определенные суммы. Однако не все потребители готовы платить за чужую ошибку. "Мы что, теперь должны в свою очередь найти своих покупателей и потребовать от них доплатить за колбасу, которую они в то время у нас купили?" – недоумевает один из предпринимателей.

Нечаянно нагрянул

– Нам выдали акт сверки, в котором у нашей фирмы долг девять тысяч рублей за ноябрь 2007–сентябрь 2008 года, у других предпринимателей в среднем примерно такой же долг, – объясняет Александр Стороженко, директор компании "Универсал-сервис" и председатель правления представительства Алтайского союза предпринимателей (АСП) в Рубцовске. – Но у нас за этот период все было по нулям, есть акты сверки, а тут вдруг такая штука выходит.

У Лидии Некрасовой, предпринимателя из Поспелихинского района, "нечаянно нагрянувший" долг примерно 40 тысяч – у нее пекарня. Автозаправке "Октан" в Алейске выставили счет-фактуру на 11 тысяч. Сумма несмертельная, но как ее провести по бухгалтерии, когда вся отчетность за прошлые годы закрыта?

По данным АСП, неожиданные долги энергетикам доходят до 40–60 тыс. рублей.

– Это тяжелая нагрузка для тех, у кого месячный объем оплаты достигает 100–120 тысяч рублей, – считает Елена Кайгородова, исполнительный директор АСП.

Почувствуйте разницу

Что же все-таки произошло? С ноября 2007-го по сентябрь 2008 года компания "Алтай­край­энерго" ошибочно предъявляла потребителям к оплате электроэнергию только по тарифу без учета нерегулируемых цен, пояснил на сайте компании Станислав Набоко, гендиректор "Алтайкрайэнерго".

В самом деле, у всех, кроме населения, плата за электричество складывается из двух частей: плата по "твердой" цене (тарифу) и плюс по "свободной" (нерегулируемой). Таковы правила, и никто против них не возражает.

Однако и сама компания "Алтайкрайэнерго", покупая в этот спорный период электричество у "Алтайэнергосбыта" (чтобы перепродать ее клиентам), тоже расплачивалась только по тарифу – без учета нерегулируемой цены. И все было бы ничего, если бы в конце 2009 года "Алтайэнергосбыт" через суд не доказал, что покупатель ему недоплачивал.

Разница, как пояснили в этой сбытовой компании, вылилась в 65 млн. рублей. В октябре-ноябре 2009 года эту сумму "Алтайкрайэнерго" уже перечислила. Соответственно, свои убытки последняя раскидала на всех клиентов (кроме граждан).

За что купил, за то продаю

Вообще, история эта весьма противоречивая. С одной стороны, решение "Алтайкрайэнерго" "раскидать" платеж на клиентов правомерное: за что купила компания электричество, за то и должна продать (с учетом, понятно, надбавки за передачу электричества по сетям). И Станислав Набоко, призывая клиентов оплатить вновь выставленные счета-фактуры, ссылается, в частности, на решение Высшего арбитражного суда да и на многие правовые нормы.

С другой же стороны, был бы у потребителей долг больше двух месяцев – большинство бы давно отключили.

– То есть, если я кому-то продавал товар, а потом оказывается, что менеджеры выставили не те фактуры, я должен своему покупателю сказать: "Слушай, ты мне доплати"? – возмущается г-н Стороженко. – Не понимаю, почему не вмешаются многочисленные структуры поддержки предпринимательства?

Намерены судиться

Стороженко считает, что многие, опасаясь отключений, скорее всего, все оплатят – что называется, дешевле заплатить, чем обжаловать. И те, у кого суммы небольшие, уже поторопились – по крайне мере, в Поспелихинском районе. Но Лидия Некрасова настроена по-боевому:

– Мы объединяемся и намерены судиться, я слышала, что решения судов принимаются в пользу предпринимателей, – говорит она.

Алла Сысоева, юрист Бийской консалтинговой группы, рекомендует не принимать новые счета-фактуры, оформив отказ в виде протокола разногласий. Мотивировка понятная: за указанный период оплата произведена в полном объеме. Тогда энергетики будут доказывать свою правоту через суд, а свои убытки компания могла бы включить при защите тарифов на следующий год, полагает г-жа Сысоева. Хотя и в этом случае заплатить за ошибку компании все равно бы пришлось потребителям.

Справка

После оплаты счетов-фактур за период с ноября 2007 года по сентябрь 2008-го частным предпринимателям необходимо подать в управления ФНС уточненную декларацию по налогу на доходы за соответствующий период, ООО-шкам – уточненную декларацию по налогу на прибыль. Упрощенки подача уточненных деклараций не касается.

Что делать?

1. Оплатить все сразу, поскольку требования "Алтайкрайэнерго" правомерны.

2. Оплатить в рассрочку. Для этого необходимо обратиться в "Алтай­крайэнерго" с соответствующей заявкой. Как пояснил "СК" Сергей Кулипанов, заместитель гендиректора  "Алтайкрайэнерго", компания готова пойти навстречу клиентам, в случае если период рассрочки будет разумным.

3. Не платить: оплата вновь выставленного счета-фактуры означает, что вы признали задолженность.
В этом случае "Алтайкрайэнерго" придется доказывать свою правоту через суд. При этом энергетики не вправе вводить ограничения потребления, поскольку оплата подтверждена актами сверки расчетов, поясняет Алла Сысоева, юрист Бийской консалтинговой группы.