Наталья Савенко: Опыт проведения уроков физкультуры нужно перенимать у Запада

апрель 1, 2010

Для того, чтобы дети хотели ходить на физкультуру, им нужно предоставить комфортные условия до и после тренировок, говорит мать двоих детей Наталья Савенко. По ее словам, сейчас в школьных душевых кабинах стоят швабры, тряпки и ведра. Соответственно никто не моется после уроков физкультуры. В раздевалках нет зеркал, что необходимо для девочек. Кроме того, по мнению Натальи, очень неудобно для детей то, что урок физкультуры стоит между занятиями по русскому языку и математикой. Наталья Савенко предлагает школам выделять отдельный день, в который будут проходить сдвоенные уроки физкультуры. так чтобы и "вспотеть смогли на уроке, а после него спокойно отдохнуть, помыться и переодеться".

- Как вы считаете, влияют ли уроки физкультуры на развитие спорта в нашей стране?

- Физкультура в школах на данный момент на таком уровне, что она не помогает человеку развиваться физически, а просто стоит на таком уровне, что ученики воспринимают ее как урок, на котором можно просто расслабиться на сорок минут, просто побегать, попрыгать, и сдать какие-то нормативы. А главное  получить пять, потому что существует такой стереотип, что, получить по физкультуре 3 – это ужасно.

- Почему так происходит?

- Происходит это потому, что наше государство не занимается должным образом физическим развитием детей,  это началось с 90-х годов. Это можно подтвердить тем, что Олимпиада в Ванкувере прошла не так хорошо для России, как мы того ожидали.

В 90-х это все запустили, страна занималась своими экономическими проблемами и не было выделено нужных средств, не было развития спорта в России, все те, кто хотел заниматься спортом, молодые люди, уезжали из страны. Сейчас много российских спортсменов выступают кто за Китай, кто за Америку, кто за ту же Канаду, за Германию, и они выступают очень хорошо, а проблема сама не в наших детях, а проблема в  государстве, которое не обеспечило будущее нашему спорту вплоть до 2000 года.

- Но ведь есть движения государства в сторону улучшения ситуации?

- Развитие сейчас только начинается. Еще неизвестно, что оно продолжится, и как оно продолжится. Мы видим активную поддержку Газпрома, опять же, непонятно, к чему это все приведет, к хорошему развитию спорта или к хорошему отношению к Газпрому.

- Многие считают, что без специального оборудования в школе, например, бассейна, невозможно воспитать ребенка здоровым. Сегодня проводится специальная программа по обеспечению школ спортивным инвентарем, как вы считаете - это неотъемлемая часть или можно и без этого обойтись?

- Нужно, чтобы это было не в какой-то определенной школе, которая подходит под эту программу, а во всех школах. Чтобы в каждой школе был бассейн, специально оборудованный спортзал, не просто канат, брусья, шведская стенка, два мата, один козел, мячи и два подвешенных кольца -  все должно быть на должном уровне, время покажет, сейчас судить об этом, конечно,  нельзя. Мы видим проблемы, которые происходят с нашим спортом, но этими проблемами мы расплачиваемся за потерянные 90-е.

- Если бы вы проводили открытый урок в школе, то каким бы он был?

- Организованный.  В моей школе уроки были должным образом организованы. Дети относились к ним со всей серьезностью. А вот в классе моей младшей дочери, 30 процентов детей сидели на лавочке и не занимались по причине болезни, детям неинтересно переодеваться на 40 минут и просто бегать по кругу. У детей нет интереса. В основном интересно было мальчикам, и то этот интерес возрос только к 11-му классу, когда учителя уже особо не обращали внимания на организацию урока, давали детям 2 мяча, мол, идите, играйте в баскетбол, волейбол.

- Что нужно сделать, чтобы стало интересней?

- Опять же организованность. От неорганизованности идет отсутствие интереса детей к уроку физкультуры.  Не хотелось бы ориентироваться на Запад, но в американских школах, к примеру, для урока физкультуры отводится отдельный день. В этот день нет других уроков, и идет он как минимум полтора часа, как пара в университете.

Нужно увеличить время урока физкультуры, оборудовать спортзалы, разместить душевые кабины, которые есть во всех школах, но они всегда закрыты и используются под хозяйственные принадлежности: швабры, тряпки и другое. По стандарту душевые должны быть, сейчас в них никто не моется, так как после 40 мин урока никто даже вспотеть не успевает. Размялись, прошли по кругу, кто хочет - играет, остальные сидят на лавочках или на матах. Необязательно ровняться на Запад, но увеличить часы физкультуры необходимо, к тому же урок физкультуры обычно ставят между уроками и это неудобно для учеников.

- Насколько я помню, уроки физкультуры ставились после, например, русского языка, что бы потом дети шли на алгебру отдохнувшими.

- Я считаю, это ошибочно. Конечно, это отдых, но он не удобен для ребенка, ребенок впопыхах за пять минут перемены должен успеть переодеться, из-за этого многие ученики не переодеваются или приходят в школу сразу в спортивной форме, особенно неудобно, когда урок ставят перед столовой. Я считаю, что этот урок нужно сделать обособленным от других. Также существует мнение, что физкультура – это общий урок, тогда как на Западе ребенок может выбрать: идет он на урок или в спортивную секцию, у нас такое, наверное, только в спортивных школах.

- В школе можно выявить спортивные способности?

- Если в школе нет секций, то выявить таланты трудно. За этим никто не следит, а раньше следили, иногда рекомендовали заняться каким-то определенным видом спорта. Но это зависит от желания ребенка, ведь сейчас дети в основном хотят стать юристами, экономистами.

- Вы считаете, что спорт - это не перспективная профессия?

- Спорт - это перспективная профессия, если должным образом будет организованно развитие. Раньше это была очень перспективная профессия. Но, как я уже говорила, многие наши спортсмены уехали. И сейчас мы должны радоваться их успехам, хотя они выступают за Швейцарию. Это, на мой взгляд, прискорбно.