"Россельхозбанк" и Сбербанк снизили проценты по кредитам для крестьян

апрель 1, 2010

Государственные банки должны поддержать сельхозпроизводителей в период посевной кампании. Так решили в правительстве России и установили более низкие ставки по кредитам. Алтайские аграрии считают подобную "заботу" неэффективной: они еще не рассчитались по старым долгам.

На федеральном уровне было объявлено, что кредитные средства для аграриев станут доступнее. Председатель правительства России Владимир Путин на заседании, посвященном готовности регионов к весенне-полевым работам, сообщил, что процентная ставка для сельхозтоваропроизводителей снизится.

– Представители сельхозбизнеса в начале года справедливо говорили о высокой цене на кредитные ресурсы – 17%, иногда даже 18%. Это не просто много, для некоторых предприятий это обременительная ставка, – отметил премьер-министр.

Теперь "сезонные" кредиты сроком погашения в один год в "Россельхозбанке" аграриям предоставляют по ставке 12% годовых (ранее 18%), в Сбербанке – от 11,5% (средневзвешенная – 17,5%). Пойдя на значительные процентные уступки, банки, по сути, ничего не потеряли: 80% издержек им компенсируют из федерального бюджета. На эти цели в казне уже предусмотрено 13,7 млрд. рублей.     

– Пакет документов наш банк рассматривает в течение десяти дней, – пояснила Наталья Герасименко, заместитель директора алтайского филиала "Россельхозбанка". – Аграрии, имеющие просроченную задолженность, получить кредит по сниженной ставке не смогут. А у клиентов с хорошей кредитной историей проблем не возникнет. Объем выдаваемых средств зависит от размера обеспечения, окупаемости и рентабельности сельхозпредприятия.  

Миллиардное бремя

В нашем регионе за последние шесть лет общий доход сельхозпредприятий сократился вдвое. По информации Главного управления сельского хозяйства, в прошлом году этот показатель составил 2,3 млрд. рублей. В 2008 году он равнялся 3,6 млрд. рублей, а в 2004 году – почти 5 млрд. 

– Снижение банковской ставки – это как мертвому припарка. Существенного изменения в сложившейся ситуации заявленное снижение не внесет, – считает Сергей Бенслер, руководитель компании "Колос" Локтевского района. – У большинства крестьян нет возможности рассчитаться по предыдущим кредитам. А государство призывает нас брать новые!

По словам Владимира Новохатнего, начальника отдела производственных и научно-технических проблем Союза агропромышленных формирований Алтайского края, на сегодняшний день на аграриев давят более
30 млрд. рублей уже взятых кредитов, большая часть из которых – краткосрочные, и гасить их надо уже в этом году. 

– В прошлом году крестьяне получили пролонгацию кредитов на полгода. И что? Продать все зерно так и не удалось. Государство должно повернуться к селу лицом. Надо не уменьшать процентные ставки по кредитам, а увеличивать субсидирование произведенной продукции. Если в доходах крестьянина Евросоюза 36% – бюджетная составляющая, то в России этот показатель составляет 5%, – сообщил Владимир Новохатний.

В том, что пониженные процентные ставки не изменят ситуацию, уверен и Сергей Горлов, фермер из Косихинского района. По его словам, лишь оптимальная стоимость сельхозпродукции поможет крестьянским хозяйствам.

– Я могу сказать одно: сделайте нам нормальную цену на зерно, тогда не понадобится никакая государственная поддержка и кредиты не будут нужны. А пока у нас будет продолжаться нынешняя ситуация, ни о какой рентабельности сельского хозяйства и развитии села и речи быть не может, – уверен фермер Горлов. 

Ушел в минус

Крестьянское хозяйство Владимира Завьялова много лет считалось одним из самых стабильных в Мамонтовском районе. За время работы фермеру удалось в разы увеличить  площади посевов и добиться хорошей урожайности.

– Я начал свою работу в 90-х годах на землях СПК "Новый путь". Тогда 82 га были переданы в пожизненно-наследуемое владение, – рассказал Владимир Завьялов. – С 2004 года хозяйство начало расширять посевные площади, и в 2009 году они составили 4,5 тыс. га. Последние пять лет урожайность на полях была стабильная: пшеница – более 20 центнеров с гектара.   

Обороты хозяйства тоже постепенно увеличивались. В 2008 году удалось получить более
2 млн. прибыли. А вот прошлый год, по словам Владимира Завьялова, обернулся настоящим финансовым крахом: доход сельхозпредприятия составил всего 5 тыс. рублей.

– Собранное в 2009 году зерно пришлось отдать за бесценок, чтобы хоть как-то рассчитаться по кредитным обязательствам. Но даже этого оказалось мало. За 17 лет работы с банками я не имел ни единой просрочки по платежам. Теперь же мой долг по инвестиционному кредиту – более 300 тыс. рублей, еще 62 тыс. – это проценты за пользование средствами. Возможностей для погашения этой задолженности нет, а значит, получить кредит на проведение посевной кампании я просто не смогу, – рассказал Владимир Завьялов.

Справка

788 млн. руб. поступило в Алтайский край из федерального бюджета на поддержку сельхозпроизводства. Это 30% от утвержденных годовых объемов бюджетных средств, преду­смотренных для нашего региона на 2010 год. Из этих денег более 134 млн. рублей пойдет на возмещение части банков­ской процентной ставки по краткосрочным кредитам, а почти 576 млн. руб. – по инвестиционным кредитам.

Министерство сельского хозяйства России разрабатывает систему, при которой кредиты будут выдавать уже с учетом той компенсации процентной ставки, которую берет на себя государство. До сих пор аграриям нужно было прежде начать расплачиваться с банком по полной программе, а уж потом добиваться субсидий, которые зачастую приходили с большим опозданием.