апрель 2, 2010
По официальным данным, в крае сейчас зарегистрировано более 3,2 тыс. обманутых дольщиков. Острая стадия строительных конфликтов с митингами и захватами квартир уже позади: сейчас дела решаются в судах. Буквально через неделю, 6 апреля, в президиуме краевого суда должно быть вынесено ключевое решение по иску дольщиков компании "Тамерлан". Но "Тамерлан", к сожалению, далеко не единственная компания, клиенты которой остались без обещанного жилья. В какой стадии сейчас находятся самые громкие строительные конфликты последних двух лет?
Обманутые дольщики.
Олег Богданов
За последние два года в крае появились дольщики "второй волны". Очагов много: "Барнаулинвестстрой", "Тамерлан", "ЖСК 173 „Ключ“"… Корень зла везде свой, но последствия одни – несколько тысяч человек, оставшихся без денег, квартир, а иногда и надежд.
Всего на данный момент в крае заморожено строительство 31 дома – то есть каждого четвертого объекта. Такие данные приводит Александр Мишустин, начальник краевого Управления по строительству и архитектуре. В целом по краю почти 3,2 тыс. дольщиков, находящихся в тяжелом положении, уточняет Михаил Фокин, председатель Союза строителей Алтая.
Естественно, пострадавшими себя считают больше 3,2 тыс. человек. Но к дольщикам не относят абсолютно всех, чьи квартиры не были построены в срок.
Есть объекты, которые на грани: бунтующих дольщиков еще нет, но люди уже беспокоятся, собирают инициативные группы. Застройщики в это время пытаются решить вопрос финансирования. Но нет продаж, оборотных средств и, соответственно, продолжения строительства.
Проблема дольщиков еще и в том, что основная масса договоров с правовой точки зрения сомнительна. Закон "О долевом строительстве" в 2004 году ввел новые правила игры: строителям запретили собирать деньги с населения до тех пор, пока проект не пройдет всех положенных процедур. Это породило серые схемы. Юристы и некоторые застройщики в связи с этим предпочитают называть своих клиентов не дольщиками, а заемщиками. Ведь у большинства из них нет даже договора долевого строительства: в обмен на деньги люди получали предварительный договор и беспроцентный вексель на три года.
Михаил Фокин сейчас уверяет: вопросы решаются по всем клиентам проблемных компаний независимо от формы договора. "Каждого дольщика мы знаем лично и с каждым работаем индивидуально", – признается Фокин.
Работа по спасению жертв строительных компаний действительно идет. Федеральные власти хотят придать дольщикам статус кредиторов первой очереди – в случае банкротства застройщика они будут иметь приоритетное право на его имущество. Краевые законодатели в свою очередь приняли поправки, по которым дольщики смогут получать компенсации в виде земельных участков. Сами застройщики коллективно находят решения и размораживают отдельные объекты.
Но можно ли избежать появления новых дольщиков в будущем?
– К сожалению, абсолютного рецепта нет, – констатирует Михаил Фокин. – С нового года строительная отрасль перешла на саморегулирование, и кто-то надеется, что СРО решит все проблемы. Но это не так. Ведь этих людей никто не заставлял в подворотне подписывать сомнительные договоры. Да, сейчас покупатели стали умнее – многие подписывают договоры долевого участия при помощи юристов. Но пока люди готовы идти на риск ради низкой цены, совсем решить проблему не удастся.
"Тамерлан"
Адрес объекта: ул. Солнечная поляна, 20-г.
Корень зла: жилой дом официально строился как нежилой. Двойная продажа.
Число пострадавших: около 70.
Разбирательство по делу "Тамерлана" завязло в "болоте": граждане свое право собственности пока так и не смогли доказать.
Суды. Суды до сих пор не пришли к окончательному выводу о том, кому гендиректор "Тамерлана" Михаил Борисов изначально реализовал помещения: предпринимателю Вячеславу Златкину, которому были
проданы четыре этажа, или гражданам, которые на этих четырех этажах уже жили. При этом гражданам за каждое из помещений заплатили по 20–37 тыс. рублей за кв. метр (и с какого-то момента
оплачивали коммунальные услуги), а предприниматель за четыре этажа – по 1,3 тыс. рублей за квадрат (по бумагам).
Право собственности одного из граждан признал Ленинский районный суд, который также сделал вывод о признании ничтожной сделки между Борисовым и Златкиным. Но в конце прошлого года краевой суд отменил его. Мы подали жалобу в президиум краевого суда, заседание состоится 6 апреля.
Это одна из ключевых дат: суды никаких решений о признании прав собственности других граждан не выносят, ждут вердикта президиума.
Банкротство. "Тамерлан" заявил в налоговую службу о ликвидации еще весной 2009 года. При этом Михаил Борисов сам себя назначил ликвидатором, отозвав заявление о ликвидации, только когда
перед компанией замаячило банкротство.
В реестре требований – порядка 29 млн. рублей, но точных сведений о долгах "Тамерлана" кредиторам нет: Борисов бухгалтерскую документацию конкурсному управляющему не
предоставил.
Вообще, "Тамерлан" должен многим: получив деньги от граждан (51,5 млн. рублей), а потом от предпринимателя (еще 5 млн. рублей), а также кредиты в банках, компания оказалась должна и
подрядчикам (более 13 млн.), и банкам (около 12 млн.), и частным лицам.
Одно из судебных решений поначалу вдохновило граждан: в феврале по иску пострадавшего Аксенова арбитражный суд признал сделку купли-продажи спорной части здания предпринимателю недействительной. Но,
увы, решение это обжаловано.
Уголовное дело. Сегодня дело в отношении Михаила Борисова, подозреваемого в мошенничестве, приостановлено (по некоторым данным, в связи с его тяжелым заболеванием).
Будущее. При самом оптимистичном раскладе разбирательство продлится еще минимум полгода. В то же время администрация города пообещала гражданам пойти навстречу и, после того как право собственности будет зарегистрировано, ввести объект в эксплуатацию как жилой.
"Барнаулинвестстрой"
Адреса объектов: ул. Кутузова, 16-г, 16-б, ул. Э. Алексеевой, 65.
Корень зла: пирамидообразная структура.
Число пострадавших: около 600.
Для решения проблем компании создан штаб, возглавляет который вице-мэр Игорь Савинцев. Правопреемником "Барнаулинвестстроя" администрация признала ТСЖ "Наш Дом", достраивать
объекты поручено "Алтайэнергожилстрою".
В наиболее благоприятном состоянии сегодня дом на ул. Кутузова, 16-г: он более чем на 90% готов к сдаче.
Но и строители, и администрация указывают соинвесторам на то, что они вносят собственные дополнительные средства в завершение строительства. Проблема одна: согласятся ли люди, которых не раз обманывали, доплачивать.
Впрочем, соинвесторы этого дома сегодня раскололись: примерно треть из них создали ЖСК "Дом", рассчитывая также завершить строительство.
По дому на ул. Кутузова, 16-б ситуация сложнее. В настоящий момент объект законсервирован.
Немного лучше ситуация с домом на ул. Э. Алексеевой, 65. "Там создано ТСЖ, уже ясно, кто будет достраивать, за счет каких источников", – говорит Михаил Фокин.
Банкротство. "Барнаулинвестстрой" был признан банкротом 26 октября 2009 года. Администрация обещает помочь соинвесторам сделать так, чтобы дома не были включены в конкурсную массу и не были распроданы для погашения долгов перед кредиторами.
Уголовное дело. Находится в стадии расследования. В настоящий момент в суде идут слушания по другому делу, где создатели "Барнаулинвестстроя" Алексей и Елена Лукьяновы фигурируют как руководители компании "Сибстройсервис". В отношении Алексея Лукьянова избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
"ЖСК 173 „Ключ”"
Адреса объектов: ул. Малахова, 148, ул. Взлетная, 9, ул. Балтийская, 1, пр. Социалистический, 52, таунхаусы в районе Солнечной поляны.
Корень зла: неравномерное распределение денег на объектах.
Число пострадавших: около 500 (по данным ГУВД).
"Самая сложная ситуация сложилась с "ЖСК 173 „Ключ“". Но раньше она была значительно сложнее", – констатирует Михаил Фокин.
С большей частью объектов вопросы так или иначе удалось решить. Дом на ул. Балтийской, 1-б передан компании "Альфа-Инвест". По условиям сделки новый застройщик предоставил квартиры 24 дольщикам "ЖСК 173 „Ключ”" в уже построенных домах.
Из девяти таунхаусов на Солнечной поляне продолжают строиться только четыре. "Планируем, что три дома к осени будут сданы. С остальными будем решать, что делать. Здесь проблема прежняя: в объект денег вложено меньше, чем собрано с клиентов", – рассказывает Зинаида Герасимович.
Самой сложной остается ситуация с объектом на ул. Малахова, 148. По информации газеты "Свободный курс", дом, скорее всего, будут возводить, но пока заказчик не определился с проектом и подрядчиком.
Уголовное дело. Андрей Герфанов, руководитель "ЖСК 173 „Ключ”", освобожден из-под стражи под залог, расследованием занимается ГУВД Алтайского края. Продолжаются судебные разбирательства по искам застройщика "ЖСК 173 „Ключ”" к муниципальному предприятию "Барнаулкапстрой" о взыскании 439 млн. рублей. Также в арбитраже рассматривается несколько встречных исков "Барнаулкапстроя".
Будущее. Михаил Фокин уверен, что решение найдется по всем домам.
– Конечно, мы не можем сделать так, чтобы абсолютно все остались довольны, – говорит он. – Будут и обиженные, и недовольные. Но в целом проблему мы решим.
"Барнаулстрой"
В начале января был сдан последний дом для пострадавших клиентов "Барнаулстроя" – на ул. Малахова, 162. Туда вселились 137 дольщиков. Таким образом, власти и строители заявляют о том, что в деле "Барнаулстроя" поставлена точка.
Хотя проблемы есть. Так, несколько дольщиков направили судебные иски к "Барнаулкапстрою".
"Проблема в том, что люди вносили деньги, например, за двухкомнатную квартиру, а получили однокомнатную. Сейчас они требуют увеличение жилплощади. Но бюджет не может им это обеспечить, потому что после получения квартир они уже не являются нуждающимися", – объясняет Зинаида Герасимович.
"Социальная инициатива"
Дом в квартале 2008 (в районе улиц Сиреневой и Взлетной) давно построен, в него вселились люди. Сложнее ситуация с объектом на ул. Путиловской, 20-г. Один подъезд здесь ввели, сдача второго затянулась. Сейчас там запущено отопление, работают внутренний водопровод, канализация, освещение. Остаются работы по наружному фасаду. Некоторые жильцы уже начинают заниматься внутренней отделкой. Окончательно строители надеются сдать дом в один из весенних месяцев.