апрель 1, 2010
Как пишет Slon.ru, долгосрочное планирование – одно из любимых увлечений российских чиновников и политиков. Стратегии до 2020 г., когда страна должна, наконец, прийти к прекрасному будущему, уже есть у отдельных отраслей, регионов, и даже у борьбы с вредными привычками – пьянством или употреблением наркотиков.
Вот-вот такой же план обретет Сибирь: . В ее доработке участвовали единороссы, что обеспечило ей должный масштаб при некоторой бессистемности: на реализацию нужно 1,5 трлн бюджетных и частных рублей, из них в 2010–2011 гг. – 120–140 млрд руб. Какую долю возьмет на себя государство – не вполне ясно. Но регионы Сибири специально собирали по всем своим необъятным просторам проекты, чтобы включить их в стратегию и потом получить под них финансирование из федерального бюджета.
В Сибири есть все возможности для создания высокотехнологичных, энергоэффективных предприятий с высокой производительностью и небольшим числом работников, считает председатель думского комитета по экономполитике и предпринимательству, единоросс Евгений Федоров. "Главные козыри региона – обширная территория и богатая ресурсная база: есть где создать новые предприятия и обеспечить их сырьем", – говорит он.
Регионы выстроились в очередь на пути в светлое будущее. В приложении к стратегии оказалось почти две сотни идей, как сделать Сибирь лучше. Одни проекты уже реализуются, и местным властям нужны федеральные деньги и привлечение частных инвесторов, чтобы их завершить. Другие только готовятся, но опять же нуждаются в бюджетном финансировании и инвестициях.
, все в разных областях и сферах: от энергетики и транспорта – до туризма и ремонта больниц и филармоний. Некоторые регионы постарались изобразить модную инновационность. Так, в Кемеровской области местные власти собираются открыть производство высокотехнологичной березовой фанеры, в Иркутской области готовы производить биотопливо и поликристаллический кремний, а в Новосибирской – первые в стране ионные батареи.
Замминистра промышленности и торговли Станислав Наумов объясняет, что и фанера может быть инновационной. Минпромторг как раз курирует лесопромышленные проекты (лесопереработка, деревообработка) – все они используют новое энергоэффективное оборудование. Поддержка может быть не только прямой: государство готово обеспечивать спрос на продукцию новых предприятий. А главное – не замыкаться только на ресурсной базе Сибири,все возможности для развития новых производств здесь имеются, отмечает замминистра.
Еще один проект, который я бы хотел выделить, – модернизация Алтайского вагоностроительного завода, здесь мы ориентируемся на то, что страна сможет получить продукцию, у которой сейчас есть только импортные аналоги. То есть, на самом деле, инвестиции, вложенные в такой проект, способны очень быстро себя оправдать.
На самом деле, все планы развития Сибири можно уложить в несложную схему, состоящую из трех "поясов" – сырьевого, промышленного и агломерационного, говорит директор Института региональной политики Булат Столяров. Огромная территория – огромной территорией, но всю экономику региона можно строить на "каркасе" из 6 городских агломераций: нужно стремиться к увеличению численности 6 крупнейших городов Сибири (Новосибирск, Красноярск, Томск, Омск, Иркутск, Кемерово) и концентрации в них рабочей силы. Ресурсный же потенциал лучше осваивать вахтовым путем, считает эксперт.
Необходимые инвестиции в регион по нашим расчетам должны составить за 15 лет $200 млрд., треть из которых должно будет вложить государство. Не хочется никого критиковать, но честно скажу, эта модель нашла лишь частичное отражение в том проекте стратегии, который существует сейчас.
Готово ли государство к таким тратам, выяснится в ближайшее время, но, похоже, легко этот вопрос, в отличие от разговоров об инновациях, чиновникам не дается. Ведь не меньшие вложения понадобятся и в еще один стратегический, но проблемный регион, – Дальний Восток. С описанием угроз его потери и вариантами спасения авторы справились еще в прошлом году, но сколько на это понадобится денег, и где их взять, чиновники не могут решить до сих пор.
Обсудить стратегию собирались на самом высшем уровне: на вторник в Красноярске была запланирована специальная межрегиональная партийная конференция "Единой России". Поучаствовать в ней собирался и лидер партии Владимир Путин. Но из-за трагических событий в московском метро премьер, едва приземлившись, спешно покинул Красноярск, а единороссы приняли решение перенести конференцию и обсуждение стратегии на 9 апреля в Новосибирск.