апрель 9, 2010
Продавцы медпрепаратов несут убытки от ограничений по цене и считают, что дешевые лекарства не долго будут лежать на витринах. Вскоре никому не будет выгодно возить такие препараты.
Михаил Хаустов
1 апреля производители и импортеры лекарственных средств должны были зарегистрировать предельные отпускные цены на выпускаемые препараты. От этой цены зависит, сколько получат от продажи лекарства оптовик и розница. Для них установлена предельная наценка на жизненно необходимые и важнейшие лекарства (ЖНВЛС) в процентах. В Алтайском крае она колеблется в зависимости от дороговизны лекарства от 10% до 30% в рознице и от 10%до 20% в опте. На дешевые лекарства наценка больше, на дорогие – меньше. То есть конечная цена лекарства, а также его наличие в продаже во многом зависит от того, как прошла регистрация.
Представители фармсообщества с беспокойством ждали завершения этого процесса, отслеживая каждый препарат, появившийся в списке. По информации сайта Росздравнадзора, цены были зарегистрированы на 5 853 лекарства. Этот список вызвал недовольство алтайских предпринимателей, большинство из которых отказались озвучить свою позицию публично. Во-первых, фармкомпании сегодня вынуждены держать на карантине препараты, которые не прошли регистрацию. Они не допускаются к обороту. Во-вторых, закупленные ранее по большей цене лекарства, сейчас переоцениваются. Компании несут убытки.
Почти все цены производителей зарегистрированы. Буквально единицы не успели это сделать. Думаю, что в ближайшее время производители жизненно необходимых и важнейших лекарств зарегистрируют цену. Оптовые и розничные предельные надбавки установлены федерацией и регионами. Поэтому с 1 апреля все лекарства от производителя к аптеке должны идти с протоколом согласования цены, где проверяющий орган может увидеть ход поставки.
По словам Александра Пироженко, проблема с остатками товара, действительно, есть.
Масштабы проблемы мне не очень понятны, но аптекам и оптовикам нужно договариваться о том, что делать с препаратами, которые были приобретены по ценам выше зарегистрированных. Со стороны фармрынка есть определенное напряжение, но масштаб его не понятен. Скорее всего, бизнес решит эту проблему. Видимо, аптеки будут сдавать продукцию оптовикам. Возможно, часть убытков оптовики будут компенсировать аптекам. Но таких ситуаций не должно быть много, потому что мы фиксируем цены в 2010 году на ЖНВЛС на уровне 2009 года. За это время ситуация сильно не поменялась. Доллар не вырос, сырье не дорожает, поэтому проблема не является системной.
Основная масса производителей зарегистрировала свои цены. Долю незарегистрированного ассортимента нашей компании можно оценить в 5%. В ряде случаев рассчитанные по установленной методике предельные отпускные цены не соответствует норме рентабельности предприятия. Методика не учитывает изменения стоимости сырья и некоторые другие факторы. Поэтому производители будут выходить на комиссию, состоящую из представителей Росздравнадзора и Федеральной службы по тарифам и доказывать обоснованность представленных цен.
Станислав Данилов сожалеет, что нет четких разъяснений о том, должны ли производители принимать обратно препараты, цены на которые они своевременно не зарегистрировали. Реализовывать такие препараты, как известно, запрещено.
К счастью, многие производители поступаю порядочно и готовы осуществить возврат такого товара, но если заводы решат вопрос с регистрацией в течение апреля, для нас нет смысла это делать. Не редки случаи, когда зарегистрированная предприятием цена на ЖНВЛС ниже фактической отпускной цены изготовителя, которая была до момента регистрации. Тогда все риски потерь от уменьшения цены лежит на собственнике такого товара.
По словам г-на Данилова, также имеют место ситуации, когда производитель претерпел реорганизацию и в регистрационных документах указал обновленное название. Завод остался прежним и продукция качественная - до 1 апреля была разрешена к применению без ограничений. Но формально доказать, что этот препарат прошел регистрацию цены сложно. Пока такие лекарства не подлежат продаже.
Аптекари говорят, что сегодня цены, действительно, снижены. Однако прогнозируют, что уже в этом году может иметь место ситуация, когда дешевые лекарства будут просто вытеснены с рынка, поскольку ввозить их станет не выгодно.