Рынок пассажироперевозок ждет передела

март 23, 2004

Реформа барнаульского рынка пассажироперевозок продолжается. Недавно Юрий Петров, первый заместитель главы города, заявил, что у мэрии есть намерение лишить лицензий на осуществление этого вида деятельности два предприятия. Одно из них, как признают в администрации, является лидером в этом бизнесе. Теперь сами пассажироперевозчики ожидают передела рынка, который и так переживает нелучшие времена.

Ситуация на рынке пассажироперевозок действительно не радует сейчас ни городскую власть, ни самих автопредпринимателей. Только за прошлый год число автобусов большой вместимости, расширение парка которых в мэрии на словах только поддерживают, сократилось в краевом центре почти на 100 единиц. Изношенную технику теперь разрезают на металолом, а относительно "свежие" автобусы продаются в соседние города. На конец 2003 года в Барнауле оставалось 683 автобуса большой вместимости, принадлежащих частным компаниям.

Автопредприниматели не спешат обновлять автобусный парк. Одна из основных причин - увеличение таможенных пошлин на импортные автобусы, которым местные автобизнесмены отдают исключительное предпочтение. За 1 куб. см. объема двигателя на таможне приходится выплачивать три евро. В общей сложности только "растаможка" обходится примерно в 40 тысяч евро. Плюс стоимость самого автобуса, которая колеблется от 5 до 7 тысяч евро. "Покупать автобусы на таких условиях можно только в том случае, если стоимость проезда увеличить до 15 рублей и отменить все льготы", - пояснил Валерий Леонов, руководитель Барнаульского городского общества автопредпринимателей.

Число микроавтобусов в городе, напротив, стремительно растет. За 2003 год их парк вырос с 343 до 518 единиц. Но никто из этого факта радостных выводов не делает. Водителей "Газелей" обвиняют в повышенной аварийности, неуважении к пассажирам, несоблюдении установленных льгот, загрязнении окружающей среды и во многих других грехах. Сергей Калинкин, руководитель транспортного отдела мэрии в интервью нашей газете ранее признал: "Проблему перевозки пассажиров микроавтобусами не решить. Это неправильный путь, который ведет к негативным последствиям: увеличению ДТП, возникновению пробковых ситуаций. Потому что вместо одного большого автобуса нужны семь-восемь микроавтобусов".

Недавнее заявление Юрия Петрова о возможном изъятии лицензий касалось обоих сегментов рынка пассажироперевозок. Индивидуальный предприниматель Чернюк имеет парк "Газелей", а компания "Виадук" перевозит пассажиров на автобусах большой вместимости. "В плане нарушений правил дорожного движения они самые неблагополучные, - рассказал нам заместитель главы города. - Их отдельные водители выходят на линию без медицинского освидетельствования. Есть факты, когда за руль садились неподготовленные водители".

В минувшую пятницу Юрий Петров сообщил, что дата рассмотрения вопроса о лишении названных пассажироперевозчиков лицензий еще не определена. "К сожалению, - говорит вице-мэр, - лицензии изымаем не мы. Этим занимается транспортная инспекция. Ее представители были на заседании комиссии в администрации и все факты им известны". По словам Юрия Петрова, в ближайшее время в городе будет проведен конкурс среди автоперевозчиков на право обслуживать тот или иной маршрут, и там будут учтены все претензии к нарушителям.

Интересно, что еще два месяца назад, говоря о предстоящем конкурсе, Юрий Петров в качестве положительного примера рассказал о деятельности именно предприятия "Виадук". Эта компания располагает крупнейшим в городе парком из 38 импортных автобусов, имеет теплый гараж и собственную ремонтную базу. В "Виадуке" работают около 200 человек. Евгений Ерохин, владелец предприятия, по итогам 2001 года был признан мэрией лучшим предпринимателем Барнаула.

В связи с предстоящим конкурсом автоперевозчиков передел рынка, скорее всего, неизбежен. Евгений Ерохин от комментариев пока воздерживается. Валерий Леонов косвенно подтвердил высказывание Юрия Петрова о дальнейшей судьбе компании "Виадук": "Уход Ерохина отрицательно скажется на рынке. В городе дефицит автобусов. И эта тенденция растет в геометрической прогрессии. Ерохин обслуживает два прибыльных маршрута, где ежедневно на линии работают около 20 автобусов. Думаю, "Виадук" передвинут на менее доходные линии. Хотя теоретически не могу представить, кто сможет заменить его на этих маршрутах".

Директор предприятия "Исси" Игорь Воробьев считает, что автопредпринимателей сегодня вряд ли можно чем-то запугать, "они просто перерегистрируют бизнес на другое лицо". При этом Игорь Воробьев сказал, что имеет предложение вывести принадлежащие ему автобусы на улицы Новосибирска. Другой автопредприниматель, попросивший не называть его имени, считает, что усиление давления на частных пассажироперевозчиков связано с вмешательством городской ГИБДД, руководство которой якобы имеет свой автобусный парк в Бийске и не против выпустить эту технику на барнаульские маршруты. Мы будем следить за тем, как меняется расстановка сил на местном рынке пассажироперевозок.