Книга памяти, том 10-й. Реквием по погибшим из 42-й бригады

апрель 9, 2010

"Ищу информацию о своем прадедушке. Его имя Языков Александр Петрович, родился в 1908 г. в Алтайском крае (Чарышский район, с. Чарыш). Погиб 18.02.1942. Очень хотелось бы узнать, куда призывался, где служил, как погиб. Да и вообще, за любую информацию буду признательна!!! Евгения".

Это короткое письмо прилетело 1 апреля. И хотя накануне мы объявили, что в связи с завершением проекта прекращаем прием новых заявок на поиск сведений о погибших и пропавших без вести фронтовиках, консультант проекта Евгений Платунов сделал исключение для своей тезки из г. Владимира.

И родился реквием не просто одному человеку, а всем, кто погиб, сражаясь в составе сформированной в Барнауле осенью 1941 года 42-й отдельной стрелковой бригады, ставшей впоследствии, в боях под Сталинградом, Краснознаменной. Там, на Волге, в сентябре 1942 года от 42-й осталась в живых несломленная и непобежденная горстка храбрецов из 17 человек. Это во многом и послужило рождению мифа о бегстве 42-й за Волгу и расстреле по приговору трибунала командира и комиссара бригады. На самом деле все было не так. Пополненная и переформированная в 226-ю стрелковую дивизию, алтайская бригада продолжала сражаться на Курской дуге, откуда дошла до Чехословакии. 25 воинов соединения, включая мужественного командира Михаила Степановича Батракова, стали Героями Советского Союза.

А начинался боевой путь соединения  в январе 1942 года на Северо-Западном фронте на подступах к Ленинграду. С 9 января оно  участвовало в контрнаступлении на торопецко-холмском направлении. Бригада хорошо показала себя в боях с упорно оборонявшей позиции Демянской группировкой, но была окружена и с тяжелыми боями выходила к своим. В те трудные дни и погиб прадед Евгении.

Вопреки утверждению Книги памяти Алтайского края (т. 8, с. 654), был не рядовым красноармейцем, а заместителем политрука. Евгению Платунову удалось установить место его захоронения – д. Жарок Киришского района.