апрель 16, 2010
Алтайские "единороссы" презентовали идею создания в Рубцовске центра приграничного сотрудничества. По мнению экспертов "РОЭЛ-Консалтинг" (разработчик концепции социально-экономического развития края – прим. ред.), необходимо активизировать участие региона в международном экономическом сотрудничестве "путем создания совместно с казахстанской стороной транспортного приграничного коридора по обслуживанию товарного потока, пересекающего российско-казахстанскую границу".
Идея создания такого центра впервые прозвучала 12 лет назад на международной выставке "Сибирь-Азия", - рассказал доцент Алтайской академии экономики и права Александр Попов.
По его словам, город от реализации этого проекта получит много бонусов: подключение инфраструктуры Алтайского края к евроазиатскому рынку как составной части восточной ветки маршрутов, обеспечивающих дополнительные каналы для транспортных потоков, направленных, участие в реализации экономической политики РФ, ускорение российско-казахстанского торгового сотрудничества, развитие производственных и непроизводственных сфер, связанных с приграничной инфраструктурой. "Надо максимально использовать промышленный, социальный и человеческий потенциал Рубцовска", - сказал г-н Попов.
"Единороссы" считают, что положение Рубцовска выгодно с точки зрения развития всех потенциальных возможностей и всех видов транспорта, и взаимодействия не только с Казахстаном, но и странами дальнего и ближнего Зарубежья.
Для реализации этого проекта нужен комплексный подход, считают в "Единой России", что предполагает три составляющие: создание таможенного транспортного логистического центра, центра экспортного производства и центра развития инфраструктуры. Основные задачи – формирование и развитие системы таможенных складов, комплектующих узлов транспортных и транзитных компаний, брокерских контор, системы таможенного сопровождения, складов постоянного и временного хранения. По словам Александра Попова, в Рубцовске есть необходимые для этого площади с подъездными путями и всеми инфраструктурными элементами, которые можно использовать для таможенных складов и обработки грузов. Вполне реально осуществить этот проект на правах филиала Новосибирской таможни, - отметил он.
Мы производим на экспорт достаточно много и достаточно хорошей продукции. Формирование и развитие двух-трех зон экспортного производства – это реально. Мы должны просто более четко зафиксировать преференции относительно экспортных зон производства. Это может быть промышленно-экспортная зона, зона переработки сельскохозяйственной продукции, зона развития инновационных технологий. А задача муниципальных органов – развитие инфраструктуры, строительство, сохранение и развитие социально-бытовых объектов.
Основные прогнозируемые результаты: создание дополнительных рабочих мест, новых видов производства, особенно в сельхозпереработке, развитие санитарно-курортной зоны, зон отдыха, в соседних районах на юге края, развитие аграрного потенциала.
Г-н Попов также отметил, что на основе транспортного логистического центра можно рассматривать проект социально-экономической агломерации – формирование единого муниципального экономического пространства Рубцовска, Рубцовского района и приграничного Локтевского района.
"Эффективность проекта вполне реальна с точки зрения экономических расчетов", - подчеркнул Александр Попов. Необходимо более активно обсуждать эти вопросы с общественностью, с жителями города, чтобы каждый житель города был причастен к этому вопросу, - также сказал он.
По итогам совещания "единороссы" решили рекомендовать главам муниципальных образований и представительных органов Рубцовска, района и соседних районов изучить вопрос создания агломерации, а комитету АКЗС по промышленности – изучить инициативу администрации Рубцовска о разработке КЦП по созданию приграничного центра.
У регионоведа Натальи Зубаревич не столь радужный взгляд на этот проект.
С точки зрения экономики проект напоминает воздушный замок. Рубцовск расположен на периферийной ветке, соединяющей Семипалатинск с Барнаулом, по которой активного движения грузов не происходит. Экономика не обеспечит этому центру необходимого грузопотока и пассажиропотока. И местная промышленность никогда не обеспечит логистическому центру необходимого объема. Такие узловые транспортные центры возникают там, где идут достаточно мощные потоки грузов, пересекаются линии дорог, есть крупная автомагистраль. Ни одному из этих условий Рубцовск не соответствует.
Разговоры о таком транспортном узле возможны только в том случае, если граница Казахстана и России в этом месте будет экономически живой, а сейчас она экономически полумертвая. Через нее очень немного что перевозится. Веток, связывающих северный Казахстан с Россией, более чем достаточно, и они не грузонапряженные. Почему казахи на все это плюнут, и начнут возить все, что им нужно возить в европейскую часть России, через Рубцовск, - для меня большая загадка. Разве что "Единая Россия" их об этом попросит.