апрель 21, 2010
Россияне затрудняются охарактеризовать государственный строй РФ, но на всякий случай не хотели бы иметь с государством ничего общего
В подмосковной электричке продавали брошюру актуального содержания- как себя вести, если вас остановил сотрудник правоохранительных органов, всего за 50 рублей штука. Торговля шла хоть куда — усталые пассажиры быстро раскошеливались, некоторые делились опытом использования рекомендаций на практике, оказалось, составители популярного издания сходили из жизненных реалий и советы давали не впустую. Вялотекущий разговор , возникающий то в одной части вагона, то в другой, неизменно останавливался на сюжетах, связанных со злоупотреблениями милиции или омона, сорил подробностями и деталями, крепкими выражениями и вполне однозначной оценкой происходящего в отдельно взятом регионе, да и не только. Вспомнили и злополучный призыв министра, в дурную минуту посоветовавшего телезрителям, вопреки уголовному кодексу, оказывать сопротивление зарвавшимся стражам порядка, и расстрел супермаркета в Царицыно, и жертв других душегубов в погонах, и то, как молоденьких гаишников под угрозой расправы принуждают участвовать в незаконных поборах и передаче взяток наверх, и многое другое. Практически никто из пассажиров не выразил при этом надежды на то, что принятые меры по реформе МВД принесут хотя бы какие-то позитивные результаты. А немолодая женщина, как раз та, которая рассказывала о злоключениях молодого гаишника, видимо родственница, подытожила на весь вагон - граждане, если не хотите неприятностей, держитесь от нашей власти подальше.
Ее голос, и уверенность в собственной правоте, как будто за спиной стояли сотни таких же озабоченных и умудренных жизненным опытом женщин, привыкших надеяться только на себя, напомнили мне что-то забытое, с трудом всплывающее из памяти. Да, точно. В этой же самой электричке, по известному любителям отечественной словесности маршруту Москва-Петушки, много лет назад, такая же женщина ( может, ее старшая сестра?) спорила с работягами, возвращающимися с завода "Серп и Молот", отданного ныне под коммерческие торговые точки, о Солженицыне и коллективизации. Цитировала статью " Стоит ли наступать на грабли" и публикации "Огонька", как сейчас помню, и рассказывала о своей бабке, сосланной в Казахстан из-за доноса соседа, которому отказала во взаимности. Тогда точно так же, громко и уверенно, она объясняла, что нужно всем вместо добиться справедливости по отношению к тем, кто пострадал безвинно, и потребовать покаяния от тех, кто повинен в чужом горе, что без такого покаяния мы не сможем идти в перестройку и новую жизнь, что надо всем объединиться, пусть это потребует каких-то временных неудобств, но справедливость и честная жизнь важнее... И мужики, забывшие про пиво, согласно кивали, и вспоминали свои истории, и пересказывали также публикации из журналов, которые предназначались, казалось бы, совсем другой аудитории, и вытаскивали затрепанный экземпляр того же " Огонька" и даже " Нового мира"...Тогда действительно много читали в электричках, и это странное братство в час пик после рабочего дня представляло слепок тогдашнего общества, жаждущего перемен, полного надежд и ожиданий..
Это было не просто давно, - в иной жизни, такой далекой, что подчас закрадывается сомнение- а была ли она вообще...
Неумолимая статистика подсказывает- была, но это была действительно иная страна, и иные люди. По крайней мере, у них были совершенно иные предпочтения.. Недавнее исследование Левада-Центра подтвердило — если в период перестройки и начала 90 х почти 40 % соотечественников готовы были бы потерпеть во имя общих интересов и светлого будущего, пойти на временные неудобства и недостаточное материальное обеспечения, то сегодня таких менее 10 %. И преимущественно люди постарше.
То же исследование показало, что почти треть респондентов сегодня видят в текущей политике очевидные приметы возврата к прошлому, пятая часть- признаки анархии, и почти треть вообще затрудняются определить характер политического строя страны. При этом 77% соотечественников не готовы принимать активного участия в политической жизни России, а 62 % стремятся избегать контактов с представителями государственной власти во всех возможных ситуациях. Значительная часть опрошенных полагает, что политика- удел профессионалов, и только.
Показатели другого исследования, посвященного на этот раз анализу аудитории СМИ, говорят примерно о том же. Только 12 % жителей больших городов интересуются сводками новостей, самая широкая аудитория- не у общественно политических изданий, национальных или региональных, а у телегидов, женских и развлекательных журналов. Комментируя последний факт, коллега- западный медианалитик заметил, что низкий рейтинг новостей есть не что иное как приметы здорового и благополучного общества, в котором политика существует в своем измерении, ее развитие интересует ограниченный круг заинтересованных непосредственно- то есть представителей политических движений, экспертов и самих чиновников, а обыватель мирно ходит в магазин и не всегда замечает, что сменился городской голова. С этой точки зрения интерес к развлекательной медиапродукции также вполне понятен. Но все же Россия пока что — не Швейцария и даже не Бельгия, в которых тоже нет-нет да возникают политические споры, захватывающие умы граждан- пусть не такие острые, как некогда у нас в отечестве. И у нас благополучие обывателя пока что довольно тесно связано с характером и лицом действующей власти. И не стоит равнять вообще нашего обывателя, не чувствующего себя ни в коей мере защищенным от политических катаклизмов, с сытым и не ведающем по большому счету хлопот западным сверстником, чье благополучие защищено нормой закона и подробной системой практических мероприятий. Более того, сонный западный обыватель быстро продирает глаза, как только речь заходит о его повседневных интересах — будь то тарифы на бензин, образование или пенсии. Не говоря уже о банковских вкладах и прочих формах собственности. В нашем отечестве по сей день , похоже, единственной всенародной признанной формой собственности является автомобиль — что доказывает солидарность водителей в борьбе за свои интересы. Как будто все иные варианты - квартира, земля, акции и банковские счета не кажутся соотечественнику чем-то долговременным и надежным... А отсутствие солидарности по проблемам защиты окружающей среды, понятные в Европе каждому ребенку, вовсе далеки от разумения среднестатистического россиянина. Иначе чем объяснить такое равнодушие к разбазариванию бесценных природных ресурсов, к судьбе того же Байкала, на защиту которого решилась только горстка сибирских активистов..
Почему же, в самом деле, происходящее в стране- и далеко от нас, и совсем близко — так мало волнует соотечественников? Почему мы утратили доверие и интерес друг к другу, к власти, к ее институтам, к общественным движениям ( об этом тоже говорят исследования), к новостям, к солидарным действиям, которые хоть как-то могли бы изменить ситуацию?
Почему мы стали так безразличны к собственной судьбе, к нашему будущему? От усталости? Беспомощности? Душевной лени, быть может? Конечно, перейти на другую сторону улицы, дать взятку алчному инспектору куда проще, чем добиваться справедливости. И не все просто по складу характера могут отстаивать свои права там, где права в принципе не привыкли соблюдать. И верно то, что у нас испокон веку не было традиции жизни не по понятиям, а по закону, что отражено в классике, все изучали в школе, и новые веяния приживаются с трудом.
Но, наверное, не только в этом дело... Мы как будто утратили что-то важное, что было еще недавно, какую-то особую нить, связующую нас всех.
Может ли возродиться тот порыв, то желание жить по совести и уму, которые не так давно- всего лишь 20 лет назад — наполнили надеждой многих? Что должно для этого произойти?
...Электричка замолкла. Мерно постукивали колеса, задремали выпившие пива пожилые работяги, слушали музыку в наушниках те, что помоложе. Тетка, еще недавно громко поучавшая вагон, притихла и блаженно улыбалась, устремив взор в темнеющий покачивающийся пейзаж за окном, прижав к груди книжку карманного формата. На цветастой обложке выделялось название - " Пленительный сон". Вот она, метафора времени. Законченная, как некогда- путь бедолаги Венечки в Кремль, вместо которого его все время заносило в Петушки.
...Проснемся ли, наконец?