Судьба дворянского рояля. Как на Алтае оказался старинный инструмент

апрель 22, 2010

Смотришь на него – и по коже бегут мурашки. Старинному салонному роялю производства Diederichs freres (первая русская фортепианная фабрика) уже 102 года. На прошлой неделе он впервые за долгие годы прозвучал в Государственном музее истории литературы искусства и культуры Алтая.

Несмотря на преклонный возраст, рояль сохранил все свои характеристики.
Олег Богданов

– Мы решили продемонстрировать его в различных музыкальных аспектах: и как солирующий, и как аккомпанирующий инструмент, – говорит Николай Жиба, вице-президент Союза музыкальных мастеров Сибири.

Несмотря на преклонный возраст, рояль сохранил все свои характеристики. А ведь ему, как любому дворянину в советские годы, пришлось пройти массу испытаний. 

В юности, еще в царское время, он получал золотые и серебряные медали на различных конкурсах и ярмарках, а однажды даже был удостоен одной из главных наград того времени – герба Российской империи.

– Изначально инструмент принадлежал княжескому роду Белосельских-Белозерских из Санкт-Петербурга. Во времена молодой Советской республики его отняли у семейства и пустили в концертные залы Питера, – рассказывает Николай Жиба. – В 1929 году потомки Белосельских-Белозерских вернули свою драгоценность. Но в 46-м хозяйка была вынуждена дать объявление о продаже: она была уже очень пожилой, испытывала материальные трудности и, кроме того, заботилась об умирающем от туберкулеза сыне… Об этом узнал Василий Гриднев, учитель физики из Рубцовска. Он рассказывал мне потом, как на "биндюге", лошадьми вез рояль до Московского вокзала, а там уже поездом отправлял в Рубцовск. Потом его приобрел другой фанат искус­ства, Владимир Примак, преподаватель Рубцовского музыкального училища. К роялю он относился с большой любовью: устраивал музыкальные пятницы, приглашал к себе домой известных исполнителей, которые приезжали в городок в 70–80-е годы. Потом мы уговорили его отдать рояль в Барнаул. Здесь, в музее, да при должном внимании инструмент чувствует себя прекрасно.

Я вот сейчас стою рядом с ним и испытываю настоящее благоговение. Гордость наша… Это же, понимаете, история России, история фортепианостроения в нашей стране. Он как будто говорит: "Русский люд умеет и такое".

Справка

Лучшие по звучанию рояли и пианино были изготовлены в России в период 1870–1914 годов. Мастерство изготовления инструментов достигло своего расцвета к началу ХХ века (до Первой мировой войны). Концерн по производству музыкальных инструментов, насчитывающий 56 предприятий, в 90-е годы прошлого века пришел в упадок. В середине 90-х в России осталось пять-шесть фабрик, которые держались "на плаву". Сегодня функционирует только три фабрики: в Москве, Казани и Калуге, но роялей они не производят.