Виктор Иваков: "Банкротство АМЗ — единственный путь спасения"

май 11, 2010

Союз машиностроителей России на прошлой неделе распространил информацию об увеличении объема выпуска тракторов и иной сельскохозяйственной техники в I квартале. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года производство кормоуборочных комбайнов выросло на 27,5%, зерноуборочных комбайнов — на 18,5%, тракторов — на 11,4%. Эта новость очень важна для "Алтайского моторного завода" (АМЗ), который принадлежит федеральному концерну "Тракторные заводы". Ведь АМЗ является одним из основных поставщиков дизелей для сельхозмашиностроения и для предприятий концерна. О текущем состоянии АМЗ и его планах редакции газеты "Ваше дело" рассказал исполнительный директор завода Виктор Иваков.

Виктор Иваков, исполнительный директор Алтайского моторного завода, проводит жесткий план финансового оздоровления предприятия.
Олег Богданов

Добровольное признание

— Виктор Николаевич, в январе арбитражный суд Алтайского края вынес важное определение в отношении АМЗ. По заявлению самого предприятия на заводе была введена процедура наблюдения. Чем было вызвано такое решение руководства АМЗ?

— Действительно, заявление о несостоятельности "Производственного Объединения "Алтайский моторный завод" было подано 1 декабря 2009 года руководством завода в соответствии с требованиями статьи 9 Закона "О несостоятельности (банкротстве)". Как следствие 18 января 2010 года краевым арбитражным судом в отношении АМЗ была введена процедура наблюдения. Нашему предприятию это дает возможность реализовать намеченные проекты, модернизировать производство, вдохнуть в предприятие новую жизнь, сохранить профессиональные кадры.

— Это достаточно размытые формулировки. Спрошу иначе. Насколько тяжелой оказалась для АМЗ долговая нагрузка? И является ли в данном случае процедура банкротства определенной оптимизацией АМЗ, очисткой от старых долгов?

— Долги — проблема, конечно, серьезная, и не только для "Алтайского моторного завода". Крупные потребители продукции АМЗ, такие как Алтайский и Минский тракторные заводы, оказались также в сложном финансовом положении, что не могло не сказаться на заказах продукции нашего предприятия.

Я бы так сказал: банкротство — единственный на сегодняшний момент путь, позволяющий спасти завод и начать процедуру его финансового оздоровления. Добровольное признание АМЗ себя должником позволяет ему в течение периода, отведенного законом, получить гарантию отсрочки по кредитам и обязательным бюджетным платежам. Одновременно с этим утверждается план финансового оздоровления и графика погашения задолженности, которые являются основными документами для должника в рамках действия данной процедуры. Напомню также, что процедура наблюдения предоставляет АМЗ возможность работать без долгов, восстановить собственную платежеспособность, принять эффективные меры по сохранению имущества предприятия.

— Будет ли создано новое юридическое лицо, которое займется оперативным управлением заводом?

— Создание нового юридического лица — это сложная процедура, требующая длительного промежутка времени. Завод включен в программу финансового оздоровления машиностроительного холдинга "Концерн "Тракторные заводы" на 2010–2016 годы, которая была утверждена профильными федеральными министерствами. Реализуемые концерном меры позволят не только сохранить производственный потенциал завода, но и создать технологический задел для создания конкурентоспособной продукции. Грамотные инвестиции и приемлемая оптимизация позволят сохранить АМЗ в качестве эффективного субъекта деятельности и не допустить его ликвидации. Одновременно будет решаться проблема организации принципиально нового уровня производства — как техники, так и ключевых ее компонентов с использованием передовых импортных технологий. 

На 200 млн. больше

— Интересно было бы услышать более подробную информацию о текущем состоянии АМЗ. С какими финансовыми показателями предприятие завершило кризисный 2009 год?

— Чтобы объективно ответить на поставленный вопрос, остановимся на некоторых итогах работы коллектива предприятия с момента его вхождения в "Концерн "Тракторные заводы" в 2006 году. Именно с этого времени и вплоть до 2009 года наблюдается стабильный рост выручки предприятия от реализации продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Это было достигнуто благодаря разработанному и планомерно реализуемому комплексу программ по оздоровлению АМЗ и вывода его из сложного финансового состояния, в котором находилось предприятие до вхождения в холдинг. Все знают, что завод достался "Тракторным заводам" в плачевном состоянии. Устаревшие технологии, недопустимо высокий уровень накладных расходов, долговая нагрузка. Значительные средства тратились на содержание непропорционально большого управленческого аппарата.

Проведенный ряд мероприятий позволил снизить постоянные расходы более чем на 80 млн. рублей, что равно 15% в сопоставимой оценке без учета влияния объемов и инфляционных показателей. В течение 2006 года ликвидирована задолженность по зарплате сотрудникам предприятия. К 2008 году зарплата рабочего АМЗ была на 10%  выше среднего уровня оплаты труда в регионе.

Приведу еще немного статистики. Например, в 2006 году 4152 работника предприятия выпускали в общей сложности 6075 двигателей. В 2008 году практически такое же количество двигателей — 5658 единиц — делалось уже при численности персонала в 2374 человека. То есть производительность труда на АМЗ заметно возросла.

В результате реализации программы с 2006 по 2008 год АМЗ сохраняло устойчиво положительную динамику производства, обеспечив существенные темпы роста. Например, объем производства продукции составлял 105–106%, производительность труда — 124–156% и т. д.

— Но потом наступил кризисный 2009 год…

— Теперь о финансовых показателях прошлого года. Мировой финансовый кризис не мог не сказаться на уровне доходности предприятия. АМЗ, как и все крупные машиностроительные гиганты, стал заложником неизбежного снижения активной платежеспособности потребителей, изменения конъюнктуры рынка и как следствие — сокращения объемов производства. Прибыль сократилась в несколько раз. Однако предприятие выжило и продолжает работать. По оценкам экспертов, уже в 2010 году прибыль АМЗ будет на 200 млн. рублей выше уровня 2009 года, а к 2015 году предприятие вернется на докризисные показатели.

— За счет чего это может произойти?

— С учетом названных негативных факторов крупнейшие игроки отрасли ищут новые возможности стимулирования спроса. Так, машиностроительный холдинг  "Концерн "Тракторные заводы" подписал соглашение с администрацией Нижегородской области по утилизации старой сельхозтехники, тем самым продемонстрировав эффективность частно-государственного партнерства на региональном уровне. Холдингом были предложены условия, при которых, сдав старый комбайн, его владелец получит 500 тыс. рублей на покупку нового за счет совместного финансирования. Пока федеральные органы власти не участвуют в подобных проектах. Однако и на федеральном уровне наблюдаются попытки изменить ситуацию. На днях глава Минпромторга Виктор Христенко заявил, что его ведомство уже направило в правительство предложение об утилизации грузовиков старше 12 лет с компенсацией их владельцам по 100–150 тыс. рублей. В программу могут быть включены автобусы, а впоследствии  и другие виды техники. Нужно искать пути решения коллегиально. Без объединения усилий бизнеса и государства как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровнях не обойтись.

— Что вы можете сообщить о востребованности продукции АМЗ на российском рынке?

— За последние годы структура потребления продукции отечественного машиностроения значительно изменились. Очевидно, что выпускать старую продукцию по старым технологиям не имеет смысла. Завод, конечно же, сохранит свою направленность, но выйдет на качественно новый уровень производства.

Мы будем производить детали и запасные части к двигателям нового поколения, которые востребованы рынком. В частности, для машин, выпускаемых на предприятиях "Тракторных заводов". Кроме того, план финансового оздоровления предусматривает освоение совершенно новой для нас продукции. Так, на заводе осуществляется запуск производства дизель-генераторов, дизель-редукторов судовых модификаций и энергетических дизельных станций мощностью 100–150 кВт. Первые образцы сейчас проходят стендовые испытания на площадках предприятия.

— Какие перспективы у этих проектов?

— Дизель-генераторные установки (ДГУ) мощностью от 30 кВт до 150 кВт будут комплектоваться дизельными двигателями собственного производства трех заводов: АМЗ, Владимирского моторо-тракторного завода и совместного предприятия "AGCO-КТЗ". Основное назначение этой продукции — создание  автономного источника электропитания необходимой мощности. Кроме того, на базе ДГУ планируется создание более сложного оборудования: компрессорных и насосных станций, климатических установок. Еще одно направление развития — судовые ДГУ, продукция со специальным исполнением, приспособленная для использования на речном и морском флоте.

В качестве позитивного примера внедрения новой продукции могу отметить, что наши дизели уже работают на благо жителей Алтая. В конце 2009 года администрацией Алтайского края был объявлен тендер на поставку дизельных электростанций для нужд социальных объектов. Холдинг "Тракторные заводы" с учетом требований технических заданий участвовал в тендере в качестве поставщика дизелей для станций мощностной линейки 30, 50, 60 кВт. Общее количество дизелей, необходимых к поставке, составило 65 единиц, которые были произведены в требуемые сроки, — в декабре 2009 года.  Последние двигатели уже отгружены. В ближайшее время мы планируем выход на проектную мощность до 1 тыс. дизелей в год.

Специальный вопрос

— Какие важнейшие задачи стоят сегодня перед вами?

— Руководством холдинга жестко и совершенно справедливо поставлена задача максимального снижения производственных издержек. Для этого мы будем повышать производительность труда через технические усовершенствования в части снижения трудоемкости и материалоемкости, специализации технологических переделов. И, конечно, направим силы на минимизацию постоянных издержек, это позволит только на содержании и ремонте площадей ежегодно экономить свыше 50 млн. рублей.

О чем еще рассказал собеседник

О других проектах

— Кроме выпуска дизельных электростанций, план финансового оздоровления АМЗ предусматривает освоение производства навесного оборудования и прицепных орудий Vogel and Noot. Также на базе предприятия запланировано создание регионального центра гарантийного и послегарантийного сервиса двигателей и другой техники производства предприятий "Тракторных заводов".

О взаимной кооперации

— Осознавая огромную важность нормального функционирования АМЗ не только в экономическом, но и социальном плане, дирекция предприятия активно сотрудничала с городской службой занятости. Только в прошлом году ежемесячно 175 человек были заняты на общественных работах и 17 проходили обучение. Наша машиностроительная группа уверена, что при дальнейшем эффективном взаимодействии с властями разного уровня по реализации новых производственных программ, в том числе и в части приобретения готовой продукции и внутрикраевой кооперации, сохранится потенциал АМЗ и произойдет его дальнейшее развитие с учетом требований рынка. Главное, помнить, что каждое принятое решение сегодня станет нашей прямой ответственностью за то, что будет в стране завтра.

Справка

Виктор Николаевич Иваков родился  9 августа 1957 года на Алтае. С 1974 по 1979 год учился в Алтайском политехническом институте. После этого пришел на "Сибэнергомаш", где прошел трудовой путь от мастера до заместителя генерального директора.

В 2004 году пришел работать в открытое акционерное общество "ПО "Алтайский моторный завод". Начинал в должности директора по эксплуатации предприятия. Сейчас является директором по производственно-техническим вопросам и совмещает эту должность с исполнением обязанностей директора предприятия.

Справка

Концерн "Тракторные заводы" является одним из крупнейших агропромышленных холдингов России. В его структуру входят около 20 предприятий, расположенных в девяти субъектах Федерации, а также в Дании, Германии, Сербии, Австрии, Нидерландах и на Украине. Концерн имеет пять основных направлений: 1) промышленное машиностроение, 2) сельскохозяйственное машиностроение, 3) железнодорожное машиностроение, 4) машиностроение спецназначения, 5) запасные части и комплектующие. Руководит концерном известный промышленник Михаил Болотин.