май 20, 2010
Последние решения российских законодателей - а также сопутствующая им широкая дискуссия в Интернете - не оставили никаких сомнений в том, какова на деле суть отечественной социальной политики, а также идеология ее питающая и поддерживающая. Речь идет о стремительном прохождении мало примечательного на первый взгляд закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных ( муниципальных) учреждений", инициированного правительством, а также об очередном не прохождении закона о налоге на роскошь ( инициаторы: " Справедливая Россия", КПРФ и ЛДПР).
Суть первого в двух словах сводится к тому, что в связи с недостатком бюджетных средств школы, больницы, детсады и прочие учреждения с 1 января 2011 года будут заниматься собственной хозяйственной деятельностью. На практике это означает переход на частично платное обучение и здравоохранение. Программы начальной и средней школы будут изменены- скажем, вместо 5 уроков родного языка и математики в неделю - только два бесплатных, за остальные надо приплачивать. Родители тут же подсчитали- для того, чтобы обеспечить полноценное обучение только одного малыша, то есть в соответствии с той программой, которая существует на сегодняшний день- надо только в начальной школе платить от 5 до 6 тысяч рублей в месяц.
Как такая мера соотносится с амбициозными планами демографического приоритетного проекта, не говоря уже о модернизации, трудно сказать. Почему государство последовательно уходит из социальной защиты в стране, которая продолжает переживать нелегкую трансформацию, где проблем не счесть- с качеством населения в первую очередь — непонятно. Еще труднее обывательскому уму уразуметь, почему же столь необходимые средства не возьмут там, где их логичнее всего получить - в виде налога на самых состоятельных, как это делается во многих странах — причем странах с наиболее высокими показателями уровня жизни. Вместо этого парламент (точнее, его большинство) очередной раз отметают подобное предложение. И ставит своего рода жирную точку и дискуссии о приоритетах. Хотя многие уже и без того давно поняли, в чем дело. И в самом деле, сегодня российскому обывателю (чему свидетельство — сотни комментариев в виртуальном пространстве и максимально свободной формой выражения) совершенно понятно, во имя кого и для кого принимаются решения, чьи интересы отстаивают чиновники и самая влиятельная партия. А дети понимают еще лучше.
Если тридцать лет назад каждый школьник был проинформирован о том, что в окружающем нас мире капиталисты пьют кровь и пот трудового народа во имя роскоши и сверхприбылей, а наша страна крепит оборону во имя защиты этих самых трудящихся во всем мире, и поэтому не всегда в магазине есть вареная колба, то сегодня месседж поменялся кардинально . Каждый школьник точно знает, что капиталисты пьют кровь трудящихся и повсюду в мире, и у нас на совершенно законных основаниях, и основания эти прочно защищены чиновниками и силовыми структурами. И стыдно быть не глупым или ленивым — а бедным и не иметь всем известным по телепрограммам предметов роскоши . И не принадлежать к тем, кто в той или иной степени принимает решения. Даже если никто прямо им об этом не говорит. Изменились и мечты — когда- то школьники хотели быть космонавтами или полярниками, лет десять назад — бизнесменами, а сегодня, как показали свежие опросы - чиновниками.
Закон о фактическом введении платного образования взбудоражил многих — хотя мог бы вызвать и реальную бурю протеста. Не вызвал. По сути закон утверждает как норму неравенство возможностей наших детей в том, что еще недавно было одним из важнейших национальных завоеваний- в грамотности . Советские люди жили скудно, не имели подчас самого необходимого, но имели доступ к знанию и библиотекам. Классическая литература и отечественная история, пусть и редуцированная, давали куда более объемное представление о ценностях и вариантах жизненного пути, чем деревянная идеология или уроки обществоведения. И советские школьники прекрасно знали, что революции делают не только пролетарии, которым нечего терять, кроме своих цепей, но, и скажем, декабристы, которым как раз было что терять, но которые считали тиранию унижением достоинства своей родины и готовы были пойти на жертвы во имя иного будущего России. Знание и чтение вообще способствуют раздумьям, не подконтрольным никакому цензору, вне зависимости от режима. Только читающая и тотально грамотная аудитория могла в свое время участвовать в перестройке, этой попытке реализовать давние мечты российской интеллигенции о свободе и справедливости.
Любая реформа школы или даже ее обсуждение - всегда разговор о будущем нации. И в основе ее непременно лежит некая большая идея. Это может быть идея воспитания образцовых граждан и строителей коммунизма, или идея поштучного выращивания гениев, или выносливых трудоголиков, или прилежных верующих. Нынешние шаги по деконструкции советской школы направлены совершенно точно на формирование двух типов учеников, и, соответственно- будущих граждан — элиту, которая будет получать лучшее образование по мировым стандартам, с тем , чтобы внедрять в жизнь модернизацию и управлять страной, и все остальные, которым суждено исполнять принятые другими решения и довольствоваться тем, что осталось от удовлетворения потребности первых. Идея не новая в принципе, но довольно непривычная российской традиции. Соотносимая с известной идеей " золотого миллиарда", который призван управлять жизнью всего человечества, а потому и пользоваться всеми благами цивилизации. Правда, сторонники последней все же обычно причисляют к этому самому миллиарду всех своих соотечественников. А обслуживающий персонал видят в аборигенах беднейших континентов. Но суть не в этом. Давно уже ясно, что никакие конфликты и проблемы не решаются там, где вопиет о себе неравенство, и масштабные программы и проекты, в том числе и Цели тысячелетия, под которыми подписались практически все страны мира — направлены на сокращение неравенства, в том числе и в образовании. У нас все наоборот.
Впрочем, если честно, я не верю, что даже столь странные решения ( и даже неприглядное их сочетание) уничтожат российскую традицию - как в области просвещения, так и в плане человеческих ценностей. Трагедия нашей страны в том, что веками люди были для ее правителей и их приближенных всего лишь строительным материалом, необходимым для реализации своих амбиций, замыслов и личного благополучия. Но века бесправия и произвола выработали в наших соотечественниках не только рабские инстинкты, но и мощную традицию внутреннего сопротивления несправедливости, которая проявлялась в самых различных формах. И несколько лет скороспелых решений не могут ее поколебать ни в коем случае.
Идея бесплатного и доступного всем в равной степени образования непременно вернется в число приоритетов российской политики - как идея бесплатного и доступного медицинского обслуживания, и многое другое. Бесспорно, к ним обратятся в свое время те самые мальчики и девочки, которые получат лучшее образование в элитарных и платных школах, построенных недальновидными родителями для будущей российской элиты. Именно потому, что они будут понимать задачу элиты и достоинство страны иначе, чем родители. Я вообще верю, что эти дети будут принимать куда более разумные решения, в интересах своей страны и ее граждан , будут в целом намного свободнее и ответственнее.
Но хотелось бы все же, чтобы такие решения чаще принимались уже сегодня.