май 21, 2010
Алтайская делегация вернулась из Франции, где была почетным гостем на Большой Франш-Контийской ярмарке. Это еще один этап сотрудничества края и французского региона, которое продолжается с 2007 года.
"Полагаю, что нельзя измерять отношения между регионами и странами исключительно в денежном эквиваленте", – считает начальник Главного управления экономики и инвестиций вице-губернатор Михаил Щетинин. Но мы все-таки попросили участников сегодняшнего "Дискуссионного клуба" поразмышлять о том, какую реальную пользу может получить от этой дружбы Алтайский край.
Есть интересные совпадения: Франш-Конте – родина Виктора Гюго и братьев Люмьер, а Алтайский край – Василия Шукшина. На реке Ду испытывал первый пароход Жофруа д'Аббан, а уроженец Алтая Иван Ползунов создал первую паровую машину.
Большая Франш-Контийская ярмарка проходит ежегодно на протяжении более 80 лет в городе Безансоне и носит характер универсальной выставки-ярмарки. Каждый год к участию в ней приглашают одну страну или регион в качестве почетного гостя. В прошлом году им стала Перу, в этом – Алтайский край.
– Около 100 человек вошли в состав алтайской делегации, в том числе представители предприятий пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности, науки и бизнеса, органов власти.
– 9 дней длилась Большая Франш-Контийской ярмарка в городе Безансон.
– 1 300 кв. метров заняла экспозиция Алтайского края в павильоне выставочного центра "Микрополис".
– 45 минут продолжался спектакль "Сезоны Алтайского края" на сцене выставочного комплекса. За день проходило по три-четыре спектакля, а в дни открытия – по пять.
Много сыра, немного вина
Безусловно, прошедшее мероприятие – очень значимое. В таком масштабе за рубежом представление Алтайского края проводилось впервые. Географическое расположение и структура экономики Франш-Конте близка с Алтайским краем – там тоже преобладают в основном продукция сельского хозяйства, переработка молока, производство сыров, а также виноделие.
Первоначальные контакты возникали на почве взаимодействия производства сыров. В этой области отношения развиваются давно и достаточно плодотворно. Уже несколько групп студентов уезжали туда на практику, в наше пребывание там находилась группа, проходившая обучение в школе сыроделия. Подходят к финальной стадии переговоры об организации подобной школы в Алтайском крае. На мой взгляд, это первое реальное мероприятие, которое будет реализовано и принесет пользу.
Еще один итог – в области виноделия. В прошлом году были высажены первые 600 саженцев французского винограда, которые успешно перезимовали, принялись. Сегодня или завтра произойдет высадка еще 12 тысяч саженцев.
Есть надежда на то, что у нас со временем появится свое винодельческое производство на основе винограда. В Алтайском крае ведь прежде производили вино, но плодово-ягодное. А при взаимодействии с французами, которые сильны в области изготовления вин из различных сортов винограда, у нас, я думаю, скоро будет производиться небольшое количество вина. Может быть, не в этом году, но уже в следующем
Я себя всегда относил к скептикам по взаимодействию в этой области, но, побывав во Франции, я увидел, что у них сейчас и погода примерно такая же, температура не выше 10 градусов. Когда мы смотрели регион, нам продемонстрировали, что по количеству солнечных дней Алтайский край даже в чем-то опережает Франш-Конте. Поэтому вполне возможно, что виноград у нас будет плодоносить как следует и эта отрасль должным образом разовьется.
Сумма затрат на ярмарку была значительно скорректирована: в бюджете утверждались 30 миллионов рублей, потом сумма опустилась до 12. Смею думать, что не без нашего участия. (Фракция ЛДПР при принятии бюджета предлагала отказаться от проведения Дней края во Франш-Конте. – Ред.).
Есть большие сомнения, что будет экономический выхлоп, нам вообще сейчас не до жиру. Пока нет оснований думать иначе, поскольку туда ездили творческие коллективы, танцевали, четыре раза в день давали представления про Алтай. Какой может быть от этого экономический эффект?
После поездки, может быть, изменится качество нашего сыра, хотя я не понимаю отчего. Виноделие – интересная тема, но выхлоп будет минимальный. Заявленные проекты можно реализовать: будет штучное вино, французские сыры, но это никак не отразится на экономике края в целом. Объемы прибыли будут несопоставимы с объемами затрат и шумихой, поднятой вокруг ярмарки.
Зачем это чиновникам? Ну, а чего же не съездить во Францию? Может, не найдутся желающие ехать торговать нашим сыром в Монголию, а во Францию – как же не быть?
Вряд ли это пиар-ход. Если это так, то очень дорогой: содержание "Алтайской правды" краевому бюджету обходится в 29 миллионов рублей в год. Цифры и затраты несуразные. Пиариться надо, но скромнее.
Люди, которые были на этой ярмарке с товаром, конечно, смогут четко оценить ее эффект и значимость. Я же могу отметить, что ее проведение уж точно послужило продвижению нашего товара. То, что отдельными видами товаров французы заинтересовались, – это сто процентов. А главное не то, что его продали, главное – на будущее его продвинуть, чтобы завтра жители Франции спрашивали: а где те или иные изделия или товары из России, с Алтая? Эту цель – продвижения, рекламы нашего товара – делегация и преследовала.
Жаль, что количество представляемого товара для Алтайского края было ограничено. Можно было бы, конечно, привезти наши бани, но запрещено было туда их везти. Хорошо пошли водка наша алтайская, изделия из бересты, березы. Похуже – металлические изделия. Но это – на первый взгляд. Может быть, они присматривались.
Так что от проведения ярмарки во Франш-Конте будет польза для товаропроизводителя Алтайского края. Другое дело, что не будет сиюминутного эффекта. Франция далеко, и надо еще много усилий прилагать, чтобы они почувствовали потребность в наших товарах.
Опрос: чему мы можем научиться у французов?
Конечно, готовить лягушачьи лапки. Я с французами в жизни никогда не общалась. Но если судить по тому, что знаю, то – манерам ухаживания. Там же все мужчины галантные, а у нас не каждый откроет девушке дверь, скажет комплимент. И оптимизму, наверное.
Мне кажется, ничему. Мы народ другой, русский. Пусть они у нас выдержке и стойкости учатся.
Французы – законодатели мод, у них хороший этикет. Нравятся старые французские фильмы.
Культуре пития. А еще умению ценить свой язык. Если туристы пытаются в Париже заговорить с французами на английском, они отворачиваются, неохотно отвечают. Зато когда обращаются на родном французском, они просто расплываются в улыбке и все рассказывают и показывают.