май 26, 2010
С 17 мая Минздравсоцразвития проводит кампанию, задача которой – уменьшить число курящих в России. Планы чиновников – до 31 мая провести информационно-разъяснительную работу, после чего в течение месяца медики должны оказывать всяческую поддержку тем, кто решился бросить курить. Меры эти, скорее всего, нужны, и осуществлять их, наверное, следует не полтора месяца в году: число курящих в России увеличивается на 2,5% в год. А правильно ли мы вообще боремся с курением?
Делается здесь много, но это имитация бурной деятельности. Самый эффективный метод борьбы – высокие налоги на отрасль и сворачивание производства табака. Каждые 10% повышения цен снижают число курящих на 5%. Однако за последние 10 лет, если взять в расчет покупательную способность, цены на табак в России, наоборот, снизились примерно на 50%.
По федеральному закону, нельзя курить в учреждениях здравоохранения… кроме как в специально отведенных местах. То есть курить можно! Поправку, которая бы отменила это разрешение хотя бы для больниц, не удается принять много лет. На Алтае женщины-врачи некоторых специальностей курят больше, чем в среднем все женщины.
Курение в школах, больницах, ресторанах и кафе нужно запретить. Но запреты эффективны тогда, когда они всесторонние. Поэтому нужно еще и ограничить рекламу табака: она должна быть только там, где его продают. А продавать нужно в специальных лавках, чего у нас тоже не делается.
А вот антиреклама в виде плакатов вообще не влияет на курящих. Наоборот, она вызывает желание закурить у некурящих и увеличивает продажи! Подходы к информированию о вреде курения разработаны, ученые говорят: "Берите, пользуйтесь". Не берут, не пользуются. Что и понятно: до 40% антирекламы, в частности, в московском метро финансируется табачными компаниями.
И нужен полный запрет на привлечение представителей табачного бизнеса к каким бы то ни было мероприятиям, ограничивающим курение. А сейчас разрабатывается новый техрегламент на табачную продукцию, и его разработка идет с участием производителей табака.
Параллельно же должна быть выстроена эффективная помощь тем, кто сам не может бросить. Декларировано, что должны работать специальные кабинеты их психологической поддержки, – в крае нет ни одного. А судьба стратегии ограничения курения на Алтае, уже разработанной и одобренной рядом экспертов, пока тоже не ясна.
Борьба с курением без увлечения цены на сигареты и без исчезновения сигарет из продуктовых магазинов невозможна. Существует прямая связь между увеличением цены на табачную продукцию и снижением спроса на нее. По статистике, каждое 10%-ное повышение цен на сигареты снижает курение среди молодежи на 6,5% процента, среди взрослых – на 4%.
Кроме того, информационные кампании без системной административной и законодательной поддержки неэффективны. Мы можем убеждать детей не мусорить, но если мы не поставим урны – они будут продолжать мусорить. Так и с курением: можно сколько угодно запугивать болезнями легких и другими бедами, но люди будут курить, если у них будет такая возможность. Дети тем более – они не думают о будущем, им нестрашно. И на любой аргумент борьбы с курением у них найдется контраргумент.
Административные же запреты (о курении в общественных местах и пр.), на мой взгляд, очень эффективны.
По моему мнению, сегодня в России в социальной рекламе, направленной на борьбу с курением, использованы не те каналы воздействия на аудиторию. Наружная реклама – не прочитается. Плакаты – также малоэффективны. Телевидение – уже не пользуется такой популярностью у населения. Сейчас во всем мире популярны другие коммуникационные каналы: Интернет и мобильные телефоны. В Новой Зеландии, например, созданы целые сайты в поддержку бросающим курить.
Первые кампании против курения проходили лет 15–18 назад очень масштабно, на всю страну. Собирали "круглые столы" в редакциях различных газет… В Алтайском крае как-то во время такой встречи собрались ведущие специалисты области здравоохранения, психологии, социологии, были и представители власти. Очень умно и хорошо говорили о вреде курения. Я сижу, смотрю на них (а большинство собравшихся были мои знакомые) и понимаю, что абсолютно все они курящие. Знаете, стало так интересно. Люди все понимают, они знакомы с проблемой, статистикой и т. д. Дело-то за малым – самим бросить. Во время паузы я им сказала: "Поднимите руки те, кто хотел бы сегодня присоединиться к акции". Гробовая тишина. Никто не стал кривить душой. Хотя я пообещала, что тем, кто решит сегодня отказаться от курения я как психолог окажу поддержку. Но энтузиастов не нашлось.
Эта иллюстрация говорит о том, что если у человека нет внутренней решимости и убежденности во вреде курения, все слова, звучащие с трибун, пройдут мимо, не задев его души. Так что разовые акции ничего не решат. Никотин – наркотик, и отвыкать от него очень сложно.
ЦИТАТА Тем, кто надумает порвать с дурной привычкой, скажу: первым пяти обратившимся ко мне после выхода этой информации я помогу избавиться от зависимости бесплатно.
У нас в вузе проводили интеллектуальное шоу "Что? Где? Когда?", были лекции на тему курения. В шоу было много информации о вреде курения. После игры начал задумываться, бросить ли курить. Пока не очень успешно, но думаю, надо все-таки бросать. Примерно уже года три курю.
Я курю с 1999 года. Каких-то мероприятий по борьбе с курением на себе я не ощущаю. Встречается иногда социальная реклама. После роликов, бывает, задумываюсь: может, стоит бросить? Пока не получается. Но, думаю, для молодежи, такая реклама неэффективна.
Сама я не курю. Но, по-моему, борьба с курением у нас не ведется. Курят в каждом переулке! И ладно еще, когда мужчины, но ведь женщины курят, девочки маленькие! Смотреть страшно!
С курением у нас борются неэффективно. У меня в семье два человека курят, одному 80, а другому 60. И уже, наверное, ничего с этим не сделаешь. В молодости я тоже курила, но это было так, баловство. Думаю, потребуется много времени, чтобы отучить наших людей курить. Но пропаганду в этом направлении все равно надо вести.