май 28, 2010
На днях премьер-министр Владимир Путин предложил новый способ спасения моногородов. По мнению премьера, к светлому будущему их приведет малый и средний бизнес. Естественно, не без очередных миллионов от государства. Так, Тольятти получит 600 млн. рублей на создание технопарка для размещения новых высокотехнологичных производств. А Нижний Тагил за 738 млн. построит химический кластер, в котором будет обитать, в том числе, малый и средний бизнес.
Насколько реализуемы такие идеи? Станет ли малый бизнес спасением для моногородов?
Не все моногорода обречены на умирание. Российские моногорода – это абсолютно индивидуальные единицы, и каждый из них должен иметь уникальный рецепт решения проблем.
Во-первых, конечно, есть такие, которые реально умирают, и сделать там что-либо сложно. Никакой малый бизнес не спасет их. Единственный выход – начинать постепенно переселять оттуда людей.
Но большинство моногородов вполне жизнеспособны. Первый способ их спасения – это перепрофилирование основного предприятия. Его вполне можно реализовать в вашем уже знаменитом на всю страну Рубцовске. Существующее предприятие можно продать, условно говоря, за рубль новому инвестору, который возьмет на себя долги, проведет реструктуризацию, создаст что-либо конкурентоспособное. Конечно, кого-то придется уволить, но жизнь в городе при таком варианте как-то начнет крутиться.
Второй вариант возможен, когда основное градообразующее предприятие умерло. Навсегда. Но остались люди, площади, оборудование, ниши. В этом случае на месте одного крупного предприятия могут родиться, допустим, 20 малых.
Что касается развития малого бизнеса, то, в принципе, это правильный путь. Есть удачный пример Байкальска. Когда там закрыли целлюлозно-бумажный комбинат, появилось много проектов, связанных с туризмом, с Байкалом. И все это был малый и средний бизнес, причем там даже особой государственной поддержки не было. Сейчас, когда снова открыли этот завод, это все немного притормозилось. Но все равно Байкальск - пример того, что такой путь реализуем. С малым бизнесом в стране, конечно, плохо, но ставку на него делать можно.