май 31, 2010
Мэрия Барнаула 26 мая впервые отреагировала еще на февральскую просьбу перевозчиков повысить тариф на проезд. На сайте администрации города появилось сообщение о том, что перевозчики не предоставили экономического обоснования своей просьбы. Автопредприниматели, утверждающие, что некоторые из них работают уже в убыток, говорят, что требуемое обоснование они предоставили. Информация на сайте их расстроила, однако они намерены дожидаться официального ответа.
Повысится плата за проезд?
Михаил Хаустов
В феврале "Барнаульское городское общество автопредпринимателей" обратилось в мэрию Барнаула с просьбой пересмотреть тариф на проезд. В настоящее время это предложение рассматривает комитет экономического анализа и ценового регулирования администрации города. Если предложение предпринимателей будет принято, то они могут рассчитывать на новую ставку тарифа — 12 и 15 рублей. Это позволит им достичь рентабельности 15%.
Последний раз тариф на городские перевозки в Барнауле менялся в 2008 году. С тех пор, утверждают автопредприниматели, произошел существенный рост цен на коммунальные услуги, топливо, запасные части для автобусов и др. (см. "Прямую речь"). Кроме того, сократилось число работников, желающих занять вакансию водителя или кондуктора. В наиболее сложном положении оказались владельцы автобусов средней и малой вместимости. По словам председателя "Барнаульского городского общества автопредпринимателей" Валерия Леонова, сегодня на линию выходит на 30% меньше таких автобусов. В кризисный период общественный транспорт потерял 18–20% пассажиров. Перевозчики говорят, что люди начали экономить на проезде и ходить пешком.
Директор автопредприятия "СолГри" Сергей Гриднев отмечает, что пассажиры Барнаула уже почувствовали на себе проблемы, с которыми столкнулись автопредприниматели. "На популярных маршрутах города увеличился интервал движения, некоторые маршруты закрываются. Автобусы выходят из строя прямо на маршрутах — это тоже следствие неповышения тарифов: у предпринимателей нет средств на обслуживание машин. И мое предприятие не единственное, где имеются многомиллионные долги перед поставщиками ГСМ и запчастей", — говорит собеседник.
"Крупные перевозчики еще как-то выживают, а вот мелкие, то есть те, кто работает на автобусах малой вместимости, уже имеют задолженности по налогам. А это очень опасно, ведь дело может дойти до банкротства. Особенно тяжело тем, кто взял в кредит китайские и корейские автобусы. Ведь раньше работала программа, согласно которой такие автобусы должны были заменить "Газели". Теперь необходимо рассчитываться. А как это делать, если компания работает в убыток?" — комментирует Валерий Леонов.
Исполнительный директор компании "Барнаулпассажиртранс" Олег Яблинский заметил, что в Алтайском крае тариф на городские перевозки самый низкий в Сибири. В таких городах, как Иркутск, Красноярск, Новосибирск, тариф 12 рублей действует с прошлого года.
Перевозчики сетуют на то, что ситуация у всех предпринимателей сейчас одинаково тяжелая, поэтому и встал вопрос о пересмотре тарифа. По словам автопредпринимателей, сейчас комитет экономического анализа и ценового регулирования Барнаула рассматривает обоснованность их экономических расчетов. Однако в сообщении мэрии, появившемся 26 мая, утверждается, что обращение перевозчиков не сопровождалось комплектом документов, отражающих экономическую ситуацию в компаниях. В связи с этим комитет пока не может дать оценку предложению автопредпринимателей. Перевозчиков такое сообщение насторожило, но они надеются дождаться официального заключения комитета.
После повышения тарифа в августе 2008 года произошло резкое увеличение курса евро. Сейчас он немного ниже. Стоимость запчастей выросла на 120%. На 115% подорожали смазочные и эксплуатационные материалы. Затраты на электроэнергию выросли с 2,94 рубля до 4,80 рубля за 1 кВт. То есть рост составит 160%. Тепловая энергия стала дороже на 163%. Услуги водоснабжения и водоотведения подорожали на 127%. Транспортный налог увеличился на 250%. Госпошлины на техосмотр также увеличились: если ранее мы платили за единицу транспорта 30 рублей, то теперь платим 300 рублей. Мы столкнулись с увеличением ставки за диспетчерское обслуживание. Рост — 142%. Кроме этого, мы должны все транспортные средства оборудовать ГЛОНАСС. Оборудование одного автобуса стоит порядка 26–28 тыс. рублей. Сейчас наблюдается сезонный рост цен на топливо. В сравнении с 2009 годом он составил 15%. Естественно, что нам просто необходимо увеличивать зарплату персоналу. По нашему предприятию зарплата водителей составляет 10 тыс. рублей, кондукторов — 7 тыс. рублей. Мы не можем повысить ее с 2008 года. У меня исправные автобусы простаивают, потому что на них некому работать.
Всего в Барнауле работают 1,2 тыс. единиц общественного транспорта. 400 из них — автобусы большой вместимости. Только сто таких автобусов являются новыми, остальные 300 подлежат замене.
Источник: данные компаний, осуществляющих автоперевозки.