май 31, 2010
Административные барьеры, повышение кадастровой стоимости земли и роль господдержки в развитии бизнеса — основные темы, которые обсуждались на конференции предпринимателей 21 мая в Барнауле. Решение поставленных проблем, по мнению участников, возможно только при изменении парадигмы отношений бизнеса и власти в сторону взаимопомощи и взаимоподдержки. Власть ответила 25 мая. На заседании Общественного совета по предпринимательству при главе края первый вице-губернатор Сергей Локтев заявил: тот, кто докажет, что общество, бизнес и власть "могут плыть в одной лодке", достоин Нобелевской премии.
Как бизнесу пересесть с "запорожца" на "мерседес"?
Михаил Хаустов
Конференция, прошедшая 21 мая, для формата общекраевого мероприятия была не слишком многочисленной (присутствовало около 100 человек) и почти не дискуссионной. И этим отличалась от прежних бизнес-форумов подобного масштаба. Она состояла из докладов предпринимателей, представителей объединений и власти. По словам докладчиков, их выступления основывались на данных, полученных в результате анкетирования и опроса бизнесменов региона, и поэтому могут претендовать на объективность.
Проблемы в системе господдержки малого бизнеса края проанализировала член правления Алтайского союза предпринимателей (АСП) Татьяна Ларина. "На вопрос: "Как вы оцениваете эффективность господдержки?" — 59,1% опрошенных ответили, что считают ее неэффективной, 36,4% затруднились дать оценку (наверное, вообще об этой поддержке и не слышали), и только 4,5% признали ее эффективной, — сообщила она. — То есть поддержка как процесс есть и рост показателей малого бизнеса есть, а результата, то есть развития, нет".
Рост показателей (налогов, зарплаты, количества предприятий), по оценке АСП, нельзя считать критерием развития предпринимательства. Потому что в России, где правила игры меняются каждый год, его легко можно обеспечить. Например, за счет изменения критериев отнесения предприятий к малому бизнесу, регистрации в качестве предпринимателей безработных граждан и владельцев ЛПХ. Кроме того, почти каждый бизнесмен возглавляет несколько предприятий, потому что так проще платить налоги. Поэтому, считают в АСП, если и брать в качестве критерия развития бизнеса количество предприятий, то нужно подсчитывать не все, а стабильно работающие.
Татьяна Ларина проанализировала систему поддержки малого бизнеса края, схема которой размещена на сайте Центра поддержки предпринимательства (ЦПП). И пришла к выводу, что ни один из элементов этой системы не выполняет своих функций. Деятельность информационно-консультационных центров сведена к ликбезу, в бизнес-инкубаторе содержатся компании, будущее которых сомнительно, Региональный центр повышения квалификации и подготовки кадров не обеспечивает бизнес и власть качественными специалистами.
"ЦПП также не соответствует требованиям концепции устойчивого развития бизнеса. Это должен быть центр юридической защиты предпринимателей, где они смогут получить не только практическую консультацию, но и сильную заинтересованную помощь, — сказала Татьяна Ларина. — Это должен быть и прогнозный центр, который заблаговременно анализирует, чем обернется для бизнеса повышение тарифов или новая кадастровая оценка земли. И проектно-консалтинговый центр, который разрабатывает типовые бизнес-проекты по стратегически важным для края направлениям".
Таким образом, по словам г-жи Лариной, системы поддержки бизнеса в крае нет, а есть "стандартный набор" различных структур, деятельность которых разрозненна. "Сопоставлять положительную динамику и результат деятельности системы — это как сравнивать "Запорожец" и "Мерседес". "Мерседес" — это система, которая обеспечивает движение. А "Запорожец" — это положительная динамика. И я думаю, что нам бы не хотелось ехать на "Запорожце".
Об административных барьерах и проверках рассказала зампред АСП Людмила Замышляева. Она опиралась на результаты опроса среди предпринимателей. АСП совместно с "ОПОРОй России" попросили представителей бизнеса оценить эффективность принятых в прошлом году законов: об отмене контрольно-кассовой техники для предприятий, работающих на ЕНВД (ФЗ 121), о защите прав предпринимателей при проведении проверок (ФЗ 294). 73% респондентов в крае ответили, что с их принятием ничего не изменилось.
К числу ведомств, которые сильнее всего затрудняют жизнь, алтайские бизнесмены отнесли Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды. По словам Людмилы Замышляевой, это ведомство постоянно "кошмарит" бизнес, вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности — заниматься охраной природы. Инспекторы, утверждала докладчица, используют формальный подход, злоупотребляют правом и штрафуют предпринимателей за размещение отходов в урнах и тракторном прицепе, за выбросы дыма из печной трубы.
"Проблемами, связанными с утилизацией отходов, мы занимаемся не меньше трех лет. Я думала, что в 2009 году Высший арбитражный суд поставил наконец точку в этом вопросе, когда принял решение в пользу предпринимателя и сказал, что только предприятия типа свалки занимаются размещением отходов. Однако уже в этом году моему предприятию, которое дает напрокат горно-лыжное снаряжение, был выписан штраф в размере 60 тыс. рублей за размещение отходов", — рассказала Людмила Замышляева.
Привлекая предпринимателей к ответственности за выбросы дыма из печной трубы, управление не учитывает вид деятельности фирмы, объем отапливаемого помещения, количество выбросов. В ведомстве считают, что все предприятия, пользующиеся печным отоплением, должны провести инвентаризацию труб, заказать проект допустимых выбросов и получить на них разрешение. "Специализированная фирма рассчитала, что разработка данной документации для моего предприятия будет стоить 34 тыс. рублей. А ежегодная плата за выбросы составит 300 рублей. Но что изменится, если я даже заплачу эти деньги? Я что печку перестану топить? И природа страдать перестанет?" — недоумевает Людмила Замышляева.
Евгения Трощий, член правления АСП, еще раз обозначила позицию предпринимателей относительно повышения кадастровой стоимости земли. По ее словам, хотя переоценка и была проведена на законных основаниях, сделана она некачественно, небрежно. И нарушает одну из норм законодательства — условия землепользования не должны критически ухудшаться. "По оценкам экспертов, только 15% владельцев земельных участков легко справятся с новыми издержками по налогу на землю", — сказала предпринимательница.
Кроме того, она сообщила, что АСП готов решать возникшую проблему на разных уровнях власти. "Мы больше не принимаем отговорку: если решение принято на федеральном уровне, то с ним ничего уже не поделаешь. Существуют законные механизмы изменения федеральных нормативных документов. Нужно просто проявить упорство и заниматься этим", — сказала г-жа Трощий.
Ключевым тезисом выступлений предпринимателей на конференции стало утверждение, что для развития бизнеса необходимо формирование благоприятных условий. Господдержка — это хорошо, но создание комфортной среды важнее. А для этого необходимо, чтобы власть и бизнес пересмотрели парадигму взаимоотношений. "Власть, бизнес и общество должны работать сообща и находиться в одной лодке", — сказал Андрей Олишевский, гендиректор компании "Алтайская ярмарка".
Однако на заседании Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе края Сергей Локтев ответил так: "Если вы, Андрей Иванович, докажете, что общество, власть и бизнес могут плыть в одной лодке, станете Нобелевским лауреатом. Понятно, что всегда были и будут противоречия между обществом и бизнесом, между обществом и властью". Он согласился с тем, что госструктурам еще нужно работать в направлении сотрудничества с бизнесом. Но подчеркнул, что в крае уже есть площадки для обсуждения проблем — это Межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров и Общественный совет по развитию предпринимательства.