июнь 1, 2010
1 июня самое время подумать о нашем будущем. Пока еще общем.
Разбирая старые бумаги, наткнулась на блокнот с конспектом интервью режиссера Динары Асановой, в котором она делилась со мной, корреспондентом " Алого паруса" замыслом будущего фильма о трудных подростках. Название " Пацаны" появилось позднее, но образ воспитателя интерната, который стал для отверженных обществом мальчишек и старшим братом, и эталоном мужественности, и поводырем, указывающим в жестоком окружающем мире путь добра и сострадания – тот самый, которого потом блистательно сыграл Валерий Приемыхов – она видела вполне отчетливо. Говорила о том, что надо непременно показать не только драматизм повседневности детдомовцев, но и нашего современника, который готов отдать им себя без остатка, протянуть руку помощи, разбудить обиженные и спящие детские души. Тогда люди увидят, что нужно делать немедленно, чтобы мы не превратились в черствое общество. Потому что чужих детей не бывает. Хорошо помню ее горящие глаза, и весь наш разговор в ее питерской квартире на Большой Пушкарской.
Если бы Асанова была жива, она бы сегодня наверняка сняла фильм о наших современниках из многих российских городов. Например, о ростовской судье Елене Вороновой и ее коллегах. Мы познакомились несколько лет назад, на обсуждении профилактики правонарушений несовершеннолетних, Елена рассказывала об опыте первых ювенальных судов . Поразили тогда не столько цифры - хотя они не могли не впечатлить - бесстрастная статистика зафиксировала снижение рецидива подростковых правонарушений в разы, даже недокомплект в областной колонии для несовершеннолетних. Интересно стало, зачем этой красивой и успешной женщине, делающей серьезную научную карьеру, к тому же бывшему работнику прокуратуры и перспективному судье, вся эта головная боль с малолетними ворами и хулиганами из маргинальных семей. Воронова объяснила это предельно просто: она и ее коллеги стали привлекать к процессу все государственные службы, которые призваны заниматься подростками- психологов, социальных работников, службу опеки и так далее. Чтобы вместе принять правильное решение и дать подростку шанс. Ничего больше. Так она и ее коллеги понимали назначение своей работы. Ювенальные суды, которые начали работать сначала в Таганроге, Азове, городах и станицах ростовской области, а потом и в других регионах страны – это суды, в работе которых принимают участие все, кто назначен государством решать проблемы подростка. Подчас эти организации , даже расположенные на одной улице, просто не знают друг о друге. Резкое снижение показателей рецидива среди тех, кто прошел ювенальный суд, объясняется просто - опытные взрослые их не бросили. Интересно, что нередко именно после суда восстанавливаются отношения "трудных" с родителями, другими близкими. Последнее время Воронова пишет мне с горечью, что Интернете и некоторых других СМИ снова началась кампания против ювенального правосудия, мол, оно разрушает семью и скоро все малыши будут подавать в суд на папу с мамой. " Но ведь все по сути дела совсем наоборот! -сокрушатся она- Почему эти люди так не любят наших детей!"
Действительно, почему? Разве кто-то выиграет оттого, что в той же ростовской колонии будут заняты все 370 мест, а не 140, как сегодня? Что посаженный за кражу велосипеда мальчишка вернется домой закоренелым бандитом?
Спор о ювенальном правосудии — по сути дела спор об отношении к личности в обществе в принципе, об ответственности общества за своих детей, о равных возможностях для всех.
Фигуранты ювенальных судов в большинстве своем – недолюбленные дети из проблемных семей, чьи родители не могут нанять адвокатов, если случится беда. Те противники ювенального правосудия, которые пугают обывателя пришествием зловредных западных технологий, мечтающих разрушить патриархальный национальный лад ( лукаво забывая при этом об успешной отечественной практике ювенальных судов в начале 20 века), беспокоятся не о будущих зеках. Их тревожит угроза тоталитарному мышлению, которая, несомненно, лежит в основе ювенальной юстиции -она исходит из интересов ребенка, а не взрослого, личности, а не фигуры власти ( именно на родительской власти " дать воспитательный подзатыльник" делают акцент критики). Родные " воспитательные подзатыльники" выливаются в стабильно высокую страшную цифру- две тысячи детей в год погибают в отечестве от рук членов семьи. Об этом почему-то очень мало говорят наши депутаты и чиновники, возмущенные преступлениями некоторых иностранных усыновителей наших детей.
О том, как интересы ребенка не принимаются в расчет в принципе, мы видим регулярно из репортажей о разводах героев светской хроники. Законные наследники олигархов и звезд шоу, которых отсуживают, крадут друг у друга и лишают детства, так же, как детдомовцы и уличные попрошайки- заложники взрослой жестокости и нашего собственного равнодушия.
Впрочем, не везде это так. В эти дни многие региональные издания рассказали о практике реальной помощи сиротам, организации российского усыновления, о приемных семьях и новых адресах организации социальной реабилитации "трудных". О том, как в деле помощи детям объединяются атеисты и верующие, богатые и бедные, как в самой гуще жизни прорастает вполне понятная и близкая самым разным людям та самая национальная идея, поиском которой безуспешно занимались политологи долгие годы. Она выражается в простой истине- чужих детей действительно не бывает, если мы говорим о своей родной стране и ее будущем. И нет более важной задачи, чем защита и поддержка наших детей, обеспечение их возможностей и перспектив. Это и государственная задача, и дело совести каждого, от министра до домохозяйки. Впрочем, об этом еще десять лет назад писала академик Наталья Римашевская, предупреждая о резком снижении качества населения, прежде всего молодежи, в РФ - имея в виду показатели здоровья, образования, социализации, обеспечения, творческого потенциала возможностей для реализации. И предлагала все силы государства бросить на повышения этого самого качества и на разработку программ поддержки детства и молодежи. Доклад она представила правительству, за что получила благодарность и пожелание никогда никому его не показывать. По счастью, Наталья Михайловна передала текст журналистам. Увы, она не ошиблась. Утешает лишь то, что наши сограждане, точь - в точь как герой асановской знаменитой ленты, не ждут государственных решений, а делают то, что могут и считают нужным, что подсказывает сердце и здравый смысл. Наверное, не лишним будет собрать весь этот поистине бесценный опыт. К сожалению, об этих реальных адресах деятельного добра национальная аудитория пока не знает. Зато многие СМИ поместили сообщение о том, что группа граждан, назвавших себя православными верующими, выступит 1 июня у Казанского собора в Санкт-Петербурге с призывом запретить аборты.