Что мы знаем о других?

июнь 1, 2010

Русские бывают разные, - говорил мне таджик в аэропорту города Худжанда, когда мы вместе с ним смотрели телевизионные новости в ожидании рейса. В тот момент на экране главный санитарный страж моей страны, расширяя зрачки, рассказывал о жуткой опасности, которую таят в себе таджикские сухофрукты и орехи.

5 мая Россия поднялась (1441 сообщений в Яндекс.Новостях, из них 48 – с видео, 129 статей, 2 интервью) на борьбу с диким таджикским полиомиелитом. Региональные роспотребнадзоры в массовом порядке начали отчитываться об изъятии опасных килограммов. В аэропорту Худжанда вывесили с припиской – "Россия запретила ввоз сухофруктов и орехов. Не пытайтесь провезти, на российской границе все равно изымут".

Таможенники проверяли каждый шов в сумках тех, кто вылетал из Таджикистана со мной одним рейсом. Понятно, что искали не только полиомиелит и орехи, но благодаря СМИ и Интернету, слова "Таджикистан", "полиомиелит" и "сухофрукты" долго теперь будут ходить в умах россиян рядом. А мужик, проходивший паспортный контроль передо мной, провез большую корзину свежих абрикосов. Ибо они свежие. Мы то, что нам о них .

Волею судеб, через день после этого Таджикистан опять попал в новости. В ночь с 6 на 7 мая по югу республики прошел разрушительный сель (49 сообщений в Яндекс.Новостях, 2 статьи). Очевидцы рассказывали сотрудникам благотворительных организаций, как грязевый поток вырывал детей из рук родителей, как в минуту сносил дома, уносил скот, родственников, имущество, оставляя иногда на память обломки стен или куски бетонных опор. , 30 мостов, десятки километров автомобильных дорог. Вышли из строя линии связи и электропередач. Погибло более тысячи голов скота. Только в Кулябе было смыто более тысячи гектар посевов зерновых, 2,5 тысячи гектар хлопковых полей, 650 гектар садов.

Русские военные с 201-й военной базы в Кулябе выкатывали бронетранспортеры и вытаскивали людей из глиняной реки. Им за это вручили медали и памятные подарки (72 сообщения, 25 статей в Яндекс.Новостях). Русские бывают разные, - повторил мой аэропортный знакомый таджик.

Мы знаем о том, о чем нам рассказывают современные акыны. Алиса Миллер, директор Public Radio International, показывает любопытные карты мира. Одна – как выглядит наша планета на картах географов. Другая – как выглядит наш мир, если судить по нему только по теленовостям. Данные по Америке 2007 года, но вполне показательны и для нас тоже. Карту составляли на основе количества секунд, выделенных новостными телекомпаниями на сообщения о каждой стране мира.

Для тех, кому связь не позволяет посмотреть видео (есть русские субтитры), скажу – на карте "теленовостной Земли" - два государства. США и Ирак. "Если объединить все новости о России, Китае и Индии, то мы получим в совокупности 1 процент от всех новостей, производимых для американцев", - замечает Алиса. Проанализировав 14000 новостей на главной странице GoogleNews, исследователи Школы журналистики Колумбийского университета подсчитали, что фактически, все они посвящены 24 событиям. Мы знаем о мире в основном то, что нам о нем рассказывают.

, выпускница Нью-Йоркского университета, проходя практику в Организации Объединенных Наций, никак не могла понять, почему о проблемах одних стран говорить "модно", а о других – "нетрендово". Поразмыслив и набравшись опыта, она в 2006 году основала "платформу для публикации по-настоящему международных новостей". сегодня освещает то, что происходит в 170 странах мира. Если хочется узнать, что творится в мире за рамками "новостного мейнстрима" - это к Рэчел. В 2009 году журнал BusinessWeek назвал двадцатипятилетнюю американку "". На ее новостную сеть сейчас работает более 5000 человек по всему миру, на сайте разработана система проверки информации, и деньги не являются основной мотивацией для корреспондентов проекта.

Другие знают о нас то, что им рассказывают. Ровно 30 лет назад, 1 июня 1980 года, начал вещание , ставший одним из самых успешных проектов в истории мирового телевидения. "Никто не будет смотреть новости круглосуточно", - говорили Теду Тернеру на заре становления CNN. А он  сделал ставку на прямые трансляции с мест событий и вписал свое имя в классику новостной журналистики. Всего за 30 лет CNN сформировал картину мира, которая сидит в головах миллионов человек.

Обо всем об этом, как ни странно, я размышляю именно в День защиты детей. О чем я рассказываю своему сыну? Какой географии учу? От чего учу защищаться, а чему – быть открытым? Как учу воспринимать других, непохожих? Как научу сопереживать тем, по чьим садам и кишлакам прошлась стихия, а чей, единственный порой, источник заработка перекрыт могущественным соседом. Наши дети увидят мир таким, каким мы его им показываем.