июнь 4, 2010
Председателем правления "Россельхозбанка", четвертого по величине госбанка страны, на прошлой неделе стал 33-летний Дмитрий Патрушев, сын Николая Патрушева, секретаря Совбеза и бывшего директора ФСБ.
Представители банка уверяют, что родственные связи здесь ни при чем: молодой выпускник академии ФСБ до этого четыре года работал в госбанке ВТБ и зарекомендовал себя отличным профессионалом. Могут ли дети чиновников занимать высокие государственные посты? Об этом рассуждают эксперты "Дискуссионного клуба".
Дети очень больших начальников должны работать большими начальниками, дети больших начальников – средними. Отпрыски средних – хоть какими-нибудь, но начальниками. А вот дети рядовых граждан – просто работать: при таком количестве начальников кто-то в России ведь должен заниматься делом.
Ситуация с назначением сына Патрушева председателем правления "Россельхозбанка" для сегодняшней власти нестандартная. Раньше такие назначения были результатом консолидированного решения кланов. В этот раз решение явно не было согласовано со всеми. В результате сразу после этого президент издал указ, что назначение руководства акционерных обществ, входящих в перечень стратегических, должно быть согласовано с президентом.
Что касается назначения сынков, дочерей, жен – все это клановость в политике и бизнесе. Во всем мире она считается большим грехом. Я допускаю клановость в частной компании. Но когда у нас семейственность во власти, а таких примеров много, – это неправильно.
В частном бизнесе клановости мало, она в основном процветает в государственном. И здесь нет разницы, кого назначить управлять государственными деньгами: сына или жену.
Назначение детей и других родственников на такие посты я допускаю только в одном случае: если государственная компания стабильно терпит убытки и долго не может выйти из этой ситуации. Но по отношению к банку картина совершенно другая. Там нужен эффективный менеджер.
Я не знаю сына Патрушева, может быть, он толковый управленец, ведь он был вице-президентом "Внешторгбанка", возглавлял корпоративный блок. Возможно, он набрался связей, контактов, умений. Тем не менее каких-то великих примеров в нашей истории, когда сын великого родителя добился таких же успехов, как и папа, я не знаю.
Единственный способ борьбы с клановостью – менять власть. В целом же эту ситуацию крайне сложно изменить, она тормозит социальные лифты. Ведь, минуя конкуренцию и здравый смысл, человек садится на верхнюю ступеньку лестницы. А людям, пришедшим работать операционистом в тот же банк, нужно расти, но им сделать это не дадут. Нужно либо родиться сыном великого человека, либо ждать своей очереди.
У меня неоднозначное отношение к этому. Наверное, все зависит от конкретного случая и человека. Если ты сын высокопоставленного папы, это не значит, что ты никуда не можешь быть назначен. Хотя чаще всего это действительно воспринимается как назначение "папенькиного сыночка".
Я не знаю, насколько сын Патрушева готов к этой работе. Но допускаю, что он вполне достоин этой должности. И он не виноват, что он чей-то сын.
Если он действительно достоин, надо убедительно показать, что он человек не случайный и все его заслуги не сводятся исключительно к тому, что он чей-то родственник. В подобных случаях не надо бояться публично обосновывать назначение. Хотя, конечно, мы к такой публичности не привыкли. И если окажется, что человек в банковской сфере давно работает, добился больших успехов, то разве кто-то будет против? А так у нас есть информация только о родственных связях.
Словом, я вполне допускаю назначение детей чиновников на такие должности, но требую доказательства обоснованности, чтобы было доверие к подобного рода назначениям. Как говорится, не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы мышей ловила.
Конечно, для кого-то родственники во власти или бизнесе являются не очень привлекательным фактом. Но в этом смысле историю не изменить. Это не было придумано сегодня, это существовало всегда. Всегда были династии, и не только в бизнесе и политике – это и врачи, и учителя.
Вот у меня на округе есть трудовые, учительские, врачебные династии, которые существуют и в пятом поколении. Ничего плохого в этом нет. Потому что у них есть опыт, который накопился не в теории, а именно в практике. И передается он только от родителей к их чадам: от отца к сыну, от деда к отцу и так далее.
Если человек нормальный, адекватный и может выполнять те обязанности, которые перед ним ставит общество, выполнять лучше, чем кто-либо другой, то ничего страшного в таких назначениях нет.
Естественно, это иногда вызывает ненормальную реакцию – но у малого процента людей.
В мире известно много примеров родственников во власти и бизнесе. Это и президентские семьи Кеннеди, Бушей в Соединенных Штатах Америки, и многие другие. И Россия с этой точки зрения не является исключением – ведь она часть мирового сообщества.
Человек должен занимать те высоты, которых он достоин. Если есть у него способности, если при назначении на должность идет честная конкуренция, то пусть и ребенок начальника занимает большую должность. Бывает и так, что ребенок не тянет, а его на должность тянут за уши. Но законом это не отрегулируешь. В демократической стране СМИ выявляют тех, кто не достоин занимать соответствующую должность, и об этом говорят. Думаю, единственный инструмент здесь – гласность.
Это достаточно сложный вопрос. Кумовство – это плохо, я противница этого. В этом есть что-то неприятное. Но, с другой стороны, вполне могут быть люди талантливые и способные среди детей, родственников. Я считаю, что нужно давать равные стартовые возможности независимо того, является ли этот человек сынком, дочкой, кумом. Нужно, чтобы СМИ этому уделяли большее внимание. А там уже будет видно.