Застройщики обсудили перспективы собственного банкротства

июнь 7, 2010

Алтайской торгово-промышленной палате 2 июня прошел "круглый стол" по проблемам регионального строительного комплекса. Участники искали пути выхода из ситуации, когда застройщик не имеет финансовой возможности завершить возведение начатого объекта. Один из рецептов, который предложили организаторы мероприятия,— процедура банкротства, обозначенная как экономический механизм, призванный не "похоронить" предприятие, а дать ему возможность выжить.

Барнаульский строитель.
Анна Зайкова

Сергей Демин, председатель городского комитета по строительству, подтвердив, что краевая столица и сегодня стоит перед проблемой недостроенных домов, еще раз освежил в памяти участников "круглого стола" историю барнаульских недостроев и рассказал о механизмах, которые включались для решения этих проблем. Например, для строительства домов дольщикам "Барнаулстроя" выделялись деньги из краевого и городского бюджетов, часть средств доплачивали сами люди.

Сегодня же предлагаются другие механизмы. Во-первых, это госгарантии, которые позволили бы застройщику взять банковский кредит (однако пока ни одного подобного договора не подписано). Во-вторых, пропаганда среди потенциальных покупателей новостроек ФЗ-214 о долевом строительстве, который призван защитить участников сделки. Наконец, в-третьих, это банкротство строительного предприятия.

— Процедура банкротства — это нормальный экономический инструмент оздоровления предприятия, — считает Сергей Соколов, арбитражный управляющий, директор компании "Алтайстройинвест". — Он позволяет не затягивать ситуацию до того, что люди выходят на улицу с плакатами. Главное, чтобы руководитель предприятия вовремя понял, что он не сможет достроить объект, и нашел в себе смелость признаться в этом. Да, это болезненный метод, как хирургическая операция для больного. Но, если ее провести вовремя, она поможет оздоровиться.

В современной истории строительного комплекса есть положительный пример внедрения процедуры банкротства. В 2009 году ее применила компания "Горизонт", которая выполнила все свои обязательства перед дольщиками и по решению арбитражного суда Алтайского края вступила в процедуру финансового оздоровления предприятия. Тогда был согласован график погашения задолженности перед кредиторами и закрыты долги по заработной плате. С банками был утвержден порядок реструктуризации долгов. При этом надо понимать, что схема сработала, так как "Горизонт" на тот момент имел достаточно имущества, которым компания могла гарантировать погашение долгов. Перед перспективой банкротства вставали и другие компании, но находили иные выходы. Так ЗАО "ДСК" нашел инвестора, а "ЖСК 173 "Ключ" возложил хлопоты по поиску такового на плечи гензаказчика в лице "Барнаулкапстроя". Благодаря усилиям этой компании сейчас дом на ул. Взлетной, 9 достроен за счет средств третьего лица, а в обеспечение строительства "Ключ" отдал непроданные квартиры, попутно решив вопросы со сбытом.

Участники "круглого стола" скептично отнеслись к предлагаемому г-ном Соколовым рецепту. Подчеркивалось, что, заявив себя банкротом, компания вряд ли получит кредитные ресурсы, без которых завершить строительство шансов просто не будет. "Мы деньги дадим только тому предприятию, которое может доказать свою платежеспособность, — подтвердил Павел Щербаков, заместитель директора Управления кредитных продуктов Алтайского банка Сбербанка России. — Но в процедуру банкротства входят компании, как правило, уже не имеющие имущества, которое необходимо заложить при получении кредита".

Зашла речь и о репутационных рисках. "Если бы я жил на Луне, мне было бы без разницы, что обо мне подумают, — прокомментировал тему банкротства Александр Лещинский, руководитель компании "ЛиКом", имеющей в своих активах дом, строительство которого приостановилось из-за отсутствия финансирования (пр. Коммунаров, 120-а). — Поэтому я выбрал для себя другой путь — поиск инвестора, с которым совместно можно решить сегодняшние и перспективные проблемы. Уже сейчас могу сказать, что достигнуты договоренности о финансировании разработанных компанией "ЛиКом" проектов включая недостроенный объект. И дом на Коммунаров будет достроен. А банкротство — это временное облегчение. Последствия просчитать трудно. Тут и экономика, и психология, и многое другое включая человеческий фактор".

Участники "круглого стола" отмечали, что в ситуацию, когда компании оказались перед перспективой банкротства, многие попали из-за сложившейся макроэкономической ситуации. Например, ФЗ-214 и экономический кризис сработали против застройщика как стихийное бедствие. Когда банки перестали предоставлять ипотечные кредиты, а покупательская активность снизилась в разы, застройщики не смогли реализовать квартиры, лишившись средств на завершение других объектов. Следующим этапом были сорванные сроки сдачи домов и как следствие — справедливые с точки зрения закона судебные решения в пользу клиентов. Денег у застройщика нет, поэтому приставы описывают его имущество. Переломить ситуацию можно либо финансовыми вливаниями со стороны инвесторов или кредиторов, либо банкротством.

К слову сказать, компания "Алтайстройинвест" на сегодня не занимается жилищным строительством в Барнауле, так как рассматривает этот вид деятельности как бесперспективный в сложившихся экономических условиях. Сегодня предприятие "Алтайстройинвест" сосредоточилось на комплексном освоении территории в Горном Алтае, где проектируется ряд объектов.

Долгострои в цифрах

На данный момент в Барнауле имеется 61 строительная площадка, предоставленная под строительство многоэтажных жилых домов. Из них 21 объект не строится вообще. На 25 объектах констатируются низкие темпы строительства. Только 11 домов возводятся приемлемыми темпами.

Источник: компания "Алтайстройинвест".