июнь 8, 2010
"К сожалению, не все понимают, что мы в одной лодке", — грустно констатировал владелец розничной сети "Мария-Ра" Александр Ракшин 26 мая на встрече бизнеса и руководства краевой налоговой инспекции. Речь шла об очевидной, всем давно известной проблеме — взаимоотношениях налогоплательщиков и мытарей, которые далеки от идеала. От этого и возникла грусть у Александра Ракшина.
Пути решения проблемы давно известны — больше слушать и понимать друг друга. Однако и та, и другая сторона неприкрыто радовались встрече — диалог в таком формате состоялся впервые. А оптимизм — в данном случае он касался надежд на улучшение отношений — всегда был одной из главных черт российских предпринимателей. Иначе как бы они могли пережить порой доходящие до нелепости требования налоговой и бесконечные суды с ней.
Встреча была примечательна еще двумя вещами. Во-первых, вел ее нынешний заместитель главы налоговой инспекции Алтайского края Роман Наздрачев, который может сменить Алексея Легостаева на его посту. Сам Легостаев теперь будет возглавлять Управление ФНС во Владимирской области. Он покидает краевую налоговую — срок его полномочий истек, а более занимать кресло начальника Алексей Викторович не вправе: в ФНС действует программа борьбы с коррупцией, которая ограничивает время нахождения на ответственных постах одних и тех же людей. А, как известно, новая метла метет по-своему. Поэтому неподдельный интерес предпринимателей к встрече был вполне объясним.
Во-вторых, проходила она в День российского предпринимательства. Молодой — он отмечается всего два года, — но важный для бизнеса праздник отчасти задавал тон мероприятию. Взаимных обвинений было много, но звучали они корректно и с надеждой на исправление существующих недочетов.
Круг проблем, которые волнуют налоговую инспекцию в отношении собираемости налогов, широк и многогранен. Это и увеличение количества плательщиков УСН, которые в итоге вносят в бюджет копейки. Хотя, по оценкам налоговиков, порядка половины плательщиков не должны уплачивать минимальный налог в силу своего экономического развития. Это и дробление бизнеса в целях сокращения налоговой нагрузки, и проблемы с возвратом НДС, который носит практически массовый характер: в 2009 году было возвращено 94%, или 4,5 млрд. рублей, говорит Роман Наздрачев. Он честно признал, что со стороны налоговиков существуют проблемы в части запроса документов, подтверждающих возврат налога. Налоговики знают о "серых" фирмах-"прокладках", которые используются в схеме возврата НДС, и, естественно, они вызывают недовольство. "Зачастую под давление попадают налогоплательщики, которые показывают реальные финансово-хозяйственные обороты", — отметил он. Ну и, пожалуй, самая больная для мытарей тема — "серый" бизнес — те, кто работает без образования юридического лица, к ним примыкают еще и те, кто возвращается к нелегальным способам выплаты зарплаты из-за возможного повышения страховых взносов с 2011 года.
Поле работы для налоговиков, таким образом, было очерчено огромное. Однако легальному бизнесу особо волноваться не стоит. Его налоговики рассматривают как партнера, которому надо помогать платить налоги правильно и который может помочь инспекции, например, в выявлении нелегальных предпринимателей. "Следует помогать честным налогоплательщикам уплачивать вовремя и правильно налоги, а не придираться и преследовать за мелкие ошибки, хотя порядок должен быть. Этот слоган будет взят за основу работы налоговых органов", — настойчиво внушал Роман Наздрачев предпринимателям. В подтверждение было озвучено, что два года назад были обозначены критерии рисков для назначения выездных налоговых проверок. Тем самым государство пошло навстречу, сделав прозрачным механизм, который применяется при назначении выездных налоговых проверок. Охват этими проверками в прошлом году составил 1,5%, то есть в поле зрения налоговиков попал почти каждый сотый бизнесмен.
Наверное, бизнесу надо радоваться — налоговики готовы к диалогу, а значит, спорные и сложные моменты во взаимоотношениях можно разрешить. Но не все так просто. Председатель краевой Общественной палаты Павел Тулиндетально проанализировал, могут ли налоговики и бизнес быть коллегами. Судя по его словам, не всегда. Объективные причины происходящих порой конфликтов между налоговой инспекцией и предпринимателями фундаментальны: несовершенное законодательство, на которое так любят кивать обе стороны, вечная коллизия — платить полную зарплату с налогами и обанкротиться или воровать у государства и пытаться развиваться, использование налогового законодательства в своих интересах.
"Где грань, которую нельзя переходить в оптимизации налогообложения?" — вопрошал Павел Тулин. По его мнению, этот вопрос можно попытаться решить совместно. Плюс субъективные факторы, например, формальное отношение к своей работе с обеих сторон. Кто прав — предприниматель, который не оформил правильно бумаги, но не принес экономического вреда, или налоговик, который действует по закону, начисляя штраф в 30 тыс. рублей, но понимает, что нарушение формальное? Ответа нет. Одно точно, по мнению Павла Тулина, бизнесу нужно преодолевать собственную иждивенческую позицию. Кто мешает участвовать в экспертизе законодательных актов? Кто мешает налоговой инспекции проводить профилактику нарушений, показывая бизнесу, где он не прав? Это отличный повод для диалога.
Александр Ракшин не менее других бизнесменов устал от "убегалок" и "догонялок" в отношениях с налоговиками. "Мне рассказали в бухгалтерии, что в месяц приходит по 800 запросов и мы просто не успеваем отвечать на них. Порой они бывают такие абсурдные — например, арендует ли у вас площади тракторный завод? Работать просто некогда становится. И иногда осознаешь, что созидательным трудом занимаешься 5–10%, остальное время занимаешься такой ерундой, что думаешь: а зачем это надо? Сегодня у налогоплательщика нет никакой мотивации платить больше", — отмечает он.
Коллегу поддерживает председатель АСП Евгения Трощий, считающая, что государство еще не оценило само значение слова "налогоплательщик". Именно он является центром, а мытари должны помогать ему и контролировать собираемость налогов. А еще предприниматели очень хотят знать, куда расходуются их деньги, уплаченные в виде налогов. Они очень хотят видеть эффективное распределение средств. Тогда будет стимул самостоятельно увеличивать налоговую нагрузку и — голубая мечта любого инспектора — платить их правильно и в полном объеме.
На встрече стало понятно, что бизнес и налоговая уже выросли из прежних "коротких штанишек", когда взаимоотношения складывались по принципу "мы по разные стороны баррикад". Кстати, огромная заслуга в этом г-на Легостаева. Как отмечал бизнес, порой с руководством налоговой службы было легче найти компромисс, чем с инспекторами на местах. Потенциальному новому начальнику инспекции был дан сигнал — не роняйте планку.
По мнению директора департамента стратегического анализа компании "ФБК" Игоря Николаева, бизнес в России сегодня весьма спокоен в отношении налогов. Предприниматели поняли, что со многим им придется смириться. И на самом деле их больше волнует нестабильная экономическая ситуация, чем высокие налоговые ставки.
— Сегодня взаимоотношения государства и бизнеса носят специфический характер. Предприниматели поняли, что сильно не "поактивничаешь" в плане изменения налогового законодательства. Ведь пытались же "отыграть" назад изменение ЕСН на страховые взносы и как следствие их повышение. Но власть дала четко понять — изменений не будет, растет дефицит Пенсионного фонда, его надо покрывать. И бизнес понял: с этим надо смириться.
— Предпринимателей больше всего волновало, что налоги вырастут…
— Самое интересное, что высокие ставки налогов не являются проблемой № 1 для бизнес-сообщества. Это подтверждают и многочисленные опросы. Бизнес больше волнуют нестабильная экономическая ситуация, конкурентоспособность продукции и т. д. Этим отчасти можно объяснить пассивность предпринимателей в части изменения законодательства. Хотя проблем это не снимает, например, сохраняется актуальность администрирования НДС.
— На ваш взгляд, какая самая острая проблема для бизнеса в плане налогов?
— Мы не можем избавиться от зуда реформаторства, что оборачивается постоянным изменением налогового законодательства. Предсказуемость налоговой системы — один из залогов успеха экономического развития и привлечения инвестиций. А у нас несколько раз переносились сроки изменения ЕСН, сейчас вот налог на недвижимость планируют ввести чуть ли не с 2011 года, хотя изначально планировали с 2014-го. А этот налог ударит по всем предпринимателям.
В списке всех налогоплательщиков Барнаул занимает чуть более 40% во всех местных бюджетах Алтайского края. Поступления малого и среднего бизнеса, работающего по налоговым спецрежимам, составляют около 30%.
Из 1,199 тыс. человек, в 2008 году работавших в Алтайском крае, порядка 400 тыс. человек были заняты в сфере малого предпринимательства (35%). В реальном секторе экономики работали порядка 845 тыс. человек. Малый и средний бизнес из всего оборота края в 2008 году (603 млрд. рублей) принес 292 млрд.