июнь 19, 2010
19 и 20 июня в конференц-зале ИД "Алтапресс" проходит ХVII международная научно-практическая конференция "Модернизация России и гражданское общество". Редакция altapress.ru ведет прямой он-лайн репортаж с конференции. Читатели Интернет-портала могут оперативно знакомиться с основными тезисами докладов участников конференции.
Георгий Сатаров, президент Фонда "Индем", представил доклад "Модернизация, коррупция и институты". Предлагаем несколько тезисов доклада (более подробно о конференции читайте в газетах "Свободный курс", "Ваше дело" и на altapress.ru на следующей неделе).
Георгий Сатаров, президент Фонда Индем на Школе публичной политики, Барнаул, 6 декабря 2008
Оксана Силантьева
Модернизация – это куда ехать или на чем ехать? Я считаю, это на чем ехать. И на самом деле эффективная демократия других стран, обладающая эффективными институтами, это и показывает. Направление движения не связано с направлениями системы. А наша российская система показывает другую картину.
Говоря словами Парсенса, демократия – это такое устройство общества, которое обеспечивает адаптивность: возможность изменений общества без разрушений. Это обспечивается эффективными институтами.
Аксиома Сатарова №1
Цель модернизации – качественное изменение работы институтов для резкого повышения их эффективности.
Аксиома №2
Для чего нужны институты? Справедливость - есть первая доблесть социальных институтов.
Аксиома №3
При отсутствии справедливости, что такое государство как не большие разбойничьи шайки (Блаженный Августин).
Нужно изменить институты и повысить их эффективность.
… Между коррупцией и богатством нету собственно зависимости. Она индуцируется эффективным управлением. Если управление эффективно, то люди богаты в стране.
В поисках диагноза
Что происходит при модернизации? В чем различие между демократическими странами с эффективными институтами и недемократическими странами? В европейских странах (развитых демократических странах) базовые отношения – горизонтальные отношения. Доверие, конкуренция, кооперация, коммуникация -все это горизонтальные отношения.
В неразвитых странах – это властное подчинение, сверху вниз. Властные институты всегда работают на обеспечение базовых отношений. И в демократических странах инстиуты работают на обесепечение базовых отношений.
Модернизация всегда начинается с революции нормативной. Вертикальные отношения гораздо сильнее, чем писанные нормы.
Главный вывод, его давно сформулировал Ойген Эрлих:
Сегодня, как и в любое другое время, центр тяжести развития правовой системы находится не в законодательстве, а в самом обществе.
Если мы хотим модернизации, то сосредотачиваться на изменении норм наивно и неэффективно. Если мы не учитываем неформальные обстоятельства, у нас ничего не получится.
Когда говорят о модернизации, говорят о том, что делать? На самом деле, если мы не учитываем, как делать, то у нас ничего не получается.
И что же делать?
Резко повысить роль правовых инститов в модернизированных проектах.
Любые разработки и их реализация должны удовлетворять принципам публичности. Любые разработки должны быть публичны. У нас же все проходит в режиме спецопераций.
Любые разработки должны формулироваться в потребительских терминах: если говорить о правосудии, то это справедливость и доступность.
Необходима перенастройка властных институтов и общественных отношений с вертикали на горизонталь.