июнь 21, 2010
Бийчане зовут это озеро Мертвым. Вода здесь всего лишь безжизненная защитная пленка, предохраняющая от высыхания тысячи тонн коллоксилина. Сухой коллоксилин может вспыхнуть от любой искры. Эта субстанция, чем-то напоминающая строительную минвату, применяется при производстве взрывчатых веществ. Любой специалист знает, как с помощью коллоксилина, куска трубы и металлической мелочи изготовить фугас. Да что специалист — это не тайна для любого бийского пацана. Приходи на озеро с лопатой и нагружай "горючки" сколько душе угодно — ведро, флягу, бочку, цистерну…
На огромной заброшенной территории бывшего оборонного комплекса в промышленной зоне Бийска быстро вспомнишь про "Пикник на обочине" братьев Стругацких. Полуразрушенные производственные блоки. Разрытые траншеи трубопроводов. Проплешины земли, отравленные слитым раствором из гальванических ванн. Пропитанные коллоксилином грунтовые воды. Чудовищная свалка городского мусора. Реликтовый ленточный бор, изувеченный браконьерскими вырубками. Узкоколейка, уходящая в никуда… Поиграть в сталкеров и "погонять адреналин" сюда приезжают даже из Новосибирской и Кемеровской областей.
Бийская промзона нашпигована "сюрпризами". Под землей остались фрагменты спецканализации с находящимся там боевым продуктом. 28 февраля 2008 года при разделке одной из труб этих сетей погиб молодой газосварщик. Ненароком здесь можно наткнуться на "фонящие" участки — дезактивация на бывшем заводе "Полимеры" не производилась. В 2008 году наконец-то были вывезены на утилизацию в новосибирское предприятие "Радон" 573 отработанных изотопных элемента установки "Бетатрон". И лишь в 2009 году с территории "Полиэкса" убрали 1168 килограммов цианистого натрия, использовавшегося в гальваническом производстве, а также ящики с пиропатронами и взрывателями.
А неподалеку от Мертвого озера сегодня стоит склад с 66 тоннами различных порохов. Охраняют его, как ни странно, не люди в погонах, а сотрудники одного из бийских ЧОПов.
Три года бийчане безуспешно взывали к городским и краевым властям, органам прокуратуры и МЧС, судебным инстанциям, Минприроды и краевой Общественной палате: помогите убрать от нас "пороховую бочку" и провести комплексную экологическую экспертизу — соседство с бывшей промзоной опасно для жизни! В конце концов, лидеры общественного движения "Ветераны-пенсионеры ВПК г. Бийска" написали пространное письмо президенту России с настоятельной просьбой: "Обращаемся для принятия срочных мер".
20 апреля 2010 года прошла видеоконференция, которую вел руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин. От Алтайского края на ней присутствовали губернатор Александр Карлин и председатель ОД "Ветераны-пенсионеры ВПК г. Бийска" Николай Знагован. На видеоконференции был поставлен вопрос "о скорейшей утилизации пороховых запасов, находящихся на территории бийского ОАО "Полиэкс".
27 мая Николаю Знаговану вручили письмо от начальника Главного управления МЧС РФ по Алтайскому краю генерал-майора Игоря Горбатенко. В нем сказано:
"По поручению руководителя аппарата президента администрация края обратилась в Минпромторг России по вопросу скорейшей передачи порохов с ОАО "Полиэкс" на "Бийский олеумный
завод" ("БОЗ") для последующей утилизации. Департаментом промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Минпромторга России определена задача директору казанского
федерального казенного предприятия "ГосНИИХП" передать технологический процесс утилизации порохов на ФКП "БОЗ" и обеспечить авторский контроль и сопровождение работ по уничтожению
продукта".
Конкретные сроки проведения работ по утилизации порохов определит руководитель Департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии. К 1 ноября порохов уже быть не должно. Кстати, в "Полиэксе" от этих взрывоопасных запасов активно открещиваются. Такую же позицию занимают и власти города — 20 мая на заседании местной Думы управделами администрации Бийска Александр Казанцев заявил, что у города нет денег на охрану чужой собственности.
2 июня должно было пройти заседание Арбитражного суда Алтайского края по иску открытого акционерного общества "Полиэкс" к территориальному управлению Росимущества по Алтайскому краю и Минобороны РФ по признанию хранящихся на предприятии порохов федеральной собственностью. Заседание не состоялось — перенесли на более поздний срок. Переносу никто не удивился. В городской администрации говорят, что с большими волокитчиками, чем военные, им сталкиваться не доводилось. Не нужны Минобороны эти пороховые запасы: ни даром, ни по суду.
У бийских общественников разъяснения генерал-майора Горбатенко вызвали сдержанный оптимизм. Склад с порохами — лишь видимая часть айсберга, связанного с проблемами бийского ВПК.
"Опасные отходы оборонки копились десятилетиями. Ситуация усугубилась в марте 2006 года, когда "Полиэкс" был признан банкротом. Однако хищения его активов и безудержная распродажа имущества началась еще раньше, с 2003 года, — говорит Николай Знагован. — Естественно, самые опасные части бывшего гиганта советской оборонки — а "Полиэкс" был образован в 1992 году после акционирования ПО "Бийский химический комбинат" — остались невостребованными. В погоне за прибылью на землю десятками тонн выливались растворы азотных и серных кислот (чтобы освободить дорогостоящие емкости), которые через подземные воды попадали в Бию и Обь. Разрушены были 11 объектов гражданской обороны защитных сооружений. Был варварски спилен и продан прекрасный сосновый лес, входящий в заповедный ленточный бор. А численность работников предприятия с 2003 по 2010 год снизилась с 2000 до 40 человек. При этом руководство "Полиэкса" задолжало 9 млн. рублей зарплаты своим бывшим работникам и еще 75 млн. рублей так называемым "регрессникам" — тем, кто получил травмы и увечья на этой работе. Возникает немало вопросов. Куда делись огромные деньги от распродажи имущества оборонного гиганта? Почему нет контроля за утилизацией взрывоопасных отходов производства? Как в дальнейшем будет использоваться территория, находящаяся сейчас в полном запустении?"
В общественное движение "Ветераны-пенсионеры ВПК г.Бийска", зарегистрированное осенью 2006 года, входит более 10 тыс. человек — бывших работников действующих и ликвидированных оборонных предприятий города. Руководство движения неизменно подчеркивает, что выступает за конструктивный диалог с властями. Пока те, кому нынешние работодатели задолжали крупные суммы (в общей сложности более 100 млн. рублей), сохраняют терпение и выдержку. Но под лежачий камень вода не течет. У людей рано или поздно может лопнуть терпение, и Бийск рискует получить такие же протестные акции, что и Рубцовск, когда доведенные до отчаяния люди решились на бессрочную голодовку.
…Для наших бдительных правоохранительных органов я привез мешочек коллоксилина — как доказательство того, насколько просто можно добыть и отвезти куда угодно это опасное вещество. Но
коллоксилин — это цветочки. Более серьезные люди, по оперативной информации, давно проявляют интерес к "ягодкам" охраняемого склада. Бывшие сотрудники уголовного розыска говорят,
что перед утилизацией пороха было бы правильно произвести инвентаризацию. По некоторым данным, за последние 10 лет из Бийска в неизвестном направлении ушло несколько десятков тонн пороха.
P.S. В начале июня на опасной территории бывшей промзоны Бийска побывала комиссия администрации президента России. По словам вице-губернатора Якова Ишутина, ее представители были в шоке от
увиденного.