Энергоцентр в Белокурихе увяз в согласованиях и придирках

июнь 28, 2010

В октябре прошлого года на пробный запуск энергоцентра – "Газопоршневой теплоэлектростанции" (ТЭС) – в Белокуриху приехали сразу три вице-губернатора и множество VIP-персон из структур-участников проекта. "Это все работает", – заверил тогда собравшихся Павел Суетин, генеральный директор компании "Инновация", завершавшей строительство. Однако из-за необходимости многочисленных согласований станция до сих пор не начала работать в штатном режиме. В мае Роспотребнадзор зафиксировал в ее работе превышение санитарно-гигиенических норм по уровню шума, а в июне прокуратура Белокурихи выдала "Инновации" предостережение, потребовав устранить "шумовой эффект". Участники проекта, впрочем, успокаивают: энергоцентр в этом году все же может заработать.

Пробный пуск нового энергетического объекта в Алтайском крае – газопоршневой ТЭС Белокурихи.
Анна Зайкова

Отдам в хорошие руки

Изначально этот амбициозный проект по строительству в городе-курорте собственной генерации тепла и электроэнергии стоимостью в 1,3 млрд. рублей затеяла компания федерального уровня "Росгазификация", к тому моменту взявшая на себя газификацию города и перевод с угля на газ котельной ("Теплоцентраль Белокуриха"). Строить энергоцентр решили на одной площадке с котельной — это, как предполагалось, позволило бы снизить издержки. В 2007—2008 годах подрядчики залили фундаменты, заложили все коммуникации, "Росгазификация" приобрела восемь газопоршневых агрегатов производства американской компании Caterpillar мощностью по 2 МВт каждый и после проведения экспертиз получила разрешение на строительство.

Однако с наступлением экономического кризиса проекту стали подыскивать нового инвестора. "В 2008 году наш партнер "ТрансКредитБанк" не предоставил нам кредит, свободных средств для завершения проекта не хватало, — объясняет Валентин Избицких, гендиректор "Росгазификации". — Чтобы не подвести краевую и городскую администрацию, было принято решение о привлечении стороннего инвестора для продолжения проекта". Покупателем недостроя выступила еще одна московская компания — "Инновация". Сумму сделки г-н Избицких не озвучил, сославшись на соглашение о конфиденциальности информации, а выбор "Инновации" объяснил ее опытом в осуществлении подобных энергопроектов в Кисловодске и Ейске (Краснодарский край). "Кроме того, "Инновация" предложила нам наилучшие на тот момент финансовые и технические условия", — продолжил Валентин Избицких.

Сторонники и противники

Хотя проект был поддержан администрацией города и края, в самой Белокурихе его с первых месяцев реализации не раз подвергали критике. Сомнения вызывал выбор места строительства — в центре города, в 500 метрах от курортной зоны. Оспаривали и саму необходимость строительства: существующая котельная на тот момент вполне справлялась с теплоснабжением потребителей, а электричество можно было без проблем получать по перетокам из других территорий. Со своей стороны сторонники ссылались на благоприятную розу ветров (от курорта) и острую потребность динамично растущего города в новых энергомощностях. В том числе для реализации еще одного амбициозного инвестпроекта края — "Белокуриха-2" — новой курортной зоны в 12 км от города. При этом Алексей Акиньшин, председатель совета директоров компании "РусИнвестЦентр" (компания — организатор инвестиционных потоков), в удаленности энергоцентра от новой зоны проблемы не видит — главное, чтобы были мощности.

В дальнейшем недовольство противников подогрели опасения, что энергия, производимая ТЭС, не будет дешевле полученной по перетокам (электричество) или от "Теплоцентрали Белокуриха" (тепло). В самом деле, ввод одного киловатта установленной электрической мощности обошелся "Инновации" в сумму около $ 2600, тогда как, по оценкам московского представительства британской компании CMS, общие затраты на строительство, установку и ввод подобных станций обычно составляют немногим более $ 1500. Такие затраты неизбежно должны были сказаться на размере тарифов. Впрочем, недовольство отчасти сняли разъяснения "Инновации": электричество "Газопоршневой ТЭС" предполагается сбрасывать в общую сеть, следовательно, потребители, как и прежде, будут покупать его у компании "Алтайэнергосбыт". В то же время ответ на болезненный для города вопрос о размере тарифов на тепло (в Белокурихе он один из самых высоких в крае) до сих пор не получен.

Факторы торможения

Так или иначе, но станция была достроена, и вице-губернатор Яков Ишутин в октябре прошлого года оптимистично заявил, что поставлять электроэнергию она начнет, скорее всего, уже с нового, 2010 года. Но к 1 января ТЭС так и не заработала — проводились только пробные запуски. Проект увяз в согласованиях. "Чтобы такой сложный объект начал полноценно функционировать, необходимо пройти достаточно большой объем согласований, в том числе связанный с утверждением энергобаланса — его необходимо согласовывать и на уровне края, и на уровне России", — пояснил Алексей Акиньшин. Некоторую роль в замедлении ввода энергоцентра, по его словам, сыграла и реорганизация в администрации края — выделение в отдельную структуру управления по госрегулированию цен и тарифов.

А весной текущего года появилось новое препятствие: несколько жильцов близлежащих домов написали жалобы в надзорные органы на повышенную вибрацию и шум во время запусков станции. Прокуратура города инициировала проверку — ее в конце мая провел эксперт управления Роспотребнадзора. "Было установлено превышение санитарно-гигиенических норм по уровню шума в ночное и вечернее время", — сообщил прокурор Белокурихи Роман Фомин. Превышение в разных точках замеров составило 1—10 децибелл (в целом не более 26,6%), уровень вибрации вполне соответствовал нормам. Валентин Избицких предположил, что это может быть связано с нарушением технологий строительства энергоцентра. В июне прокуратура выдала компании "Инновация" предостережение. "До тех пор, пока не будут устранены недостатки, станция работать не будет", — категоричен г-н Фомин.

Для устранения "шумового эффекта" в работе американских агрегатов пришлось пригласить специалистов кафедры двигателей внутреннего сгорания АлтГТУ и конструкторского бюро. "На агрегаты будут установлены глушители — один из них сейчас проходит испытания", — говорит Василий Вишневский, директор "Газопоршневой ТЭС". Стоимость доводки оборудования он назвать отказался. "Думаю, в течение месяца проблема будет решена", — предположил директор.

В каком состоянии реализация проекта сегодня? По словам Алексея Акиньшина, основные согласования получены, необходимо лишь включение ТЭС в энергобаланс региона и страны, после чего будут поданы заявки на утверждение тарифов. "Мы сейчас находимся в стадии обсуждения, как наиболее целесообразно включить этот объект в баланс 2010 года, по 2011 году вопрос решен", — заверил г-н Акиньшин. Он уверен, что законодательная возможность внести корректировку в баланс текущего года есть, и надеется, что энергоцентр начнет полноценно работать еще в текущем году. Предварительные переговоры с возможными покупателями тепла уже проведены. Впрочем, ответ на вопрос, будет ли тепло "Газопоршневой ТЭС" востребованным потребителями Белокурихи, зависит, в частности, от того, насколько конкурентоспособными окажутся тарифы. А до их утверждения еще достаточно далеко.