июнь 30, 2010
На XVII международной научно-практической конференции "Модернизация России и гражданское общество", которая прошла в Барнауле 19-20 июня, обсуждали стратегию развития Алтайского края. Altapress.ru публикует доклад председателя правления Алтайской краевой общественной организации "Алтай 2020: сценарии развития" Сергея Андреева и развернувшуюся вокруг него дискуссию.
Георгий Сатаров, Сергей Андреев и Владимир Рыжков на семинаре Школы публичной политики
Оксана Силантьева
Речь пойдет не о модернизации, а о стратегии развития региона и о точках приложения сил для ее реализации.
Остановимся на некоторых аспектах стратегии, чтобы понять, есть ли в регионе люди, которые могут ее реализовать.
Нашей стратегии, принятой администрацией края в 2007 году, два с половиной года. Есть потребность посмотреть, что с ней происходит.
Согласно стратегии, к 2025 году край должен стать глобальным центром здоровья культуры и отдыха, регионом, обеспечивающим мировой уровень и стандарты качества жизни, обладающий эффективной аграрной промышленностью, научным и инновационным потенциалом. Это красивая картинка.
Стратегия развития края предполагает сценарный подход. В принятой стратегии есть три сценария: инерционный, инвестиционный и инновационно-активный.
Инерционный– это продолжение того, что есть, без активизации власти и общества, реализуются только уже начатые проекты, увеличивается доля импорта, постепенно уменьшаются федеральные дотации и т.д.
Инвестиционный сценарий – в регион активно привлекаются инвестиции, увеличиваются доходы регионального бюджета, но регион все еще сильно зависит от федеральных дотаций, формирование среднего класса происходит не очень быстро.
И инновационный сценарий, который и смог бы привести к позитивной картине. Достижение этой цели разбито на три этапа. Начало первого – в 2008 году, окончание – в 2012-м, то есть мы сейчас находимся примерно в середине первого этапа и должны понять, идем ли по заданному вектору, или нет.
Когда власть разрабатывает стратегию, то она это делает не для нас с вами, не для края, а для чиновников Минрегионразвития. Мы пытались "вклиниться" в эту стратегию, но нам сказали – "не лезьте, не мешайте, край дотационный, а если вы хотите разрабатывать свою, то разрабатывайте". Я предлагаю более широкую площадку для обсуждения, привлечем бизнес, чтобы со всех сторон рассмотреть все дискуссионные моменты этой стратегии. А власть ориентирована "наверх", на губернатора. Поэтому нужно вовлекать широкий круг людей.
Елена Клюшникова.Олег БогдановКак документ эта стратегия отторжения не вызывает. Есть там некоторые несуразности, и я о них уже неоднократно говорила: например, поставлена цель обеспечить 72% населения края качественной питьевой водой. То есть не 100% населения края будут пить нормальную воду, а 72%? Но это осталось не услышанным, цифры остались те же.
Вызывает сомнения вероятность ее реализации, в частности, цифры предполагаемых инвестиций: государственных – на уровне 143 миллиардов рублей, а частных – на уровне 349 миллиардов. Это из области фантастики. Уже сейчас все это начинает пробуксовывать. По поводу поддержки бизнеса определенные шаги делаются. Но субсидированием процентной ставки по кредиту пользуются "аж" 70 предприятий края. При всем том постоянно принимаются решения о повышении налогов.
Алтайский край – бедненький регион, прежде всего в плане оплаты труда, чтобы привлекать квалифицированные кадры, нужно уровень оплаты труда иметь намного выше. В стратегии заложено повышение, но все равно это будет ниже уровня, например, Новосибирской области. Мы неконкурентоспособны в этом плане.
Владимир РыжковОлег БогдановРегионы стремятся иметь свою стратегию, и не только потому. Что этого требует Минрегионразвития. Алтайский край продвинулся дальше, чем многие другие, потому что помимо администрации края в этот процесс активно включились предприниматели и гражданское сообщество. Но общий недостаток этой работы в стране и регионе – недостаток конкретных параметров, индикаторов, по которым можно было бы проверять выполняемость этих программ.