Эксперт ЕГЭ по русскому языку Ольга Ляпина поделилась перлами выпускников алтайских школ 2010 года
июнь 30, 2010
На минувшей неделе в школах Барнаула прошли первые в этом году выпускные балы. А это значит, что позади осталась самая тяжёлая - экзаменационная - пора. По нашей ежегодной традиции мы встретились
с экспертом ЕГЭ и ГИА по русскому языку Ольгой Ляпиной и узнали, чем отличался экзамен в 2010 году и чем отличились алтайские выпускники.
- В Алтайском крае государственный экзамен проводится уже восемь лет, - рассказывает Ольга Николаевна. – И год от года мы видим одну и ту же печальную картину: с каждым новым потоком
выпускников уровень знаний всё больше снижается.
Особенно трудно демонстрировать высокий уровень подготовки сельским школьникам. В городских библиотеках значительно больше необходимой литературы, да и почти каждый ученик имеет доступ в Интернет.
У жителей районов возможностей гораздо меньше.
Смех сквозь слёзы
Ольга Ляпина – обладательница, наверное, одной из самых богатых в нашем городе коллекций ляпов выпускников. И в этом году стараниями школьников её копилка значительно пополнилась.
Одним из материалов для изложения на ГИА-2010 был текст Бориса Васильева "Учительница первая моя". Предлагаем вам познакомиться с оригиналом, а потом взглянуть на то, что нафантазировали
в своих изложениях девятиклассники.
"Учительница первая моя"
Мою первую учительницу звали… К стыду своему я не помню, как её звали, но помню её. Худощавая, строгая, ровная, безулыбчивая, всегда одетая в тёмное, из которого ослепительно вырывались
белоснежные воротнички и манжеты, она представлялась нам, первоклашкам, очень старой, из прошлого века. И в один из выходных она велела собраться у школы, но не всем, а тем, кто хочет пойти на
экскурсию. Я хотел, пришёл одним из первых; учительница пересчитала нас, вывела к знаменитым смоленским часам, под которыми назначались все свидания и от которых шло измерение во всех направлениях, и
погрузила в маленький пёстрый и звонкий смоленский трамвай. И мы покатили вниз к Днепру. Миновали Соборную гору, выбрались из старого Смоленска, переехали по мосту через Днепр и сошли у рынка. И под
предводительством первой учительницы переулками, садами и дворами вышли … к дубу.
"Это самый древний житель нашего города", - сказала первая учительница.
Может быть, она сказала не теми словами, сказала не так, но суть заключалась в том, что этот дуб - остаток священной рощи кривичей, которые жили в селении неподалёку от Смоленска, где и по сей
день сохранилось множество их могильных курганов. Вполне возможно, что Смоленска в те далёкие времена ещё не существовало, что возник он позднее, когда по Днепру наладилась регулярная торговля, и
именно здесь, в сосновых берегах, удобнее всего было смолить суда после длинных и тяжёлых волоков. Смолили суда, молились богам в священной роще и плыли дальше из варяг в греки. И постепенно вырос
город, в названии которого сохранился не только труд его первых жителей, но и аромат его красных боров.
Я прикоснулся к дубу раньше, чем учительница велела это сделать. Ей-богу, я помню до сей поры его грубую теплоту: теплоту ладоней, пота и крови моих предков, вечно живую теплоту
Истории.
Фрагменты изложений выпускников
(сохранены авторские орфография и пунктуация)
- Мою первую учительницу я не помню как звали, но, к моему стыду, она была худощавенькой.
- У учительницы всегда из воротничка вырывались манжеты.
- И только изумительные белые воротнички и манжеты вырывались на её теле.
- Худощавая, сморщенная, одетая в тёмную одежду, учительница представлялась первоклассником.
- Учительница представлялась нам первоклашкой, старая из прошлого века.
- Наша учительница водила нас к часовой башне. На выходных этой недели она всем ребятам сказала, что будем кататься с Соборной горы. Мы скатывались к большому дубу.
- Мы погрузились в шустренький трамвайчик и приплыли к дубу.
- Мы погрузились в маленький шустрый смоленский вокзал.
- На трамвае мы понеслись ввысь, к Днепру.
- Потом мы поплыли вниз по Днепру и приплыли к старому дубу. Этот дуб раньше был собственностью кривичей.
- Плыли по Днепру из моряков в грекичи. Смолились судам, молились богам.
- Кривичи плыли на трамвае (встречались также варианты: комбайне, метро, электричке, троллейбусе, теплоходе).
- Этот дуб из священной рощи семейства кридвечей
- Этот дуб – остаток священной рощи гринвичей (встречались также варианты: квидичей, гривничей, свячей, критичей, кривличей, кридвечей, кривцов).
- Это дуб кривичей, которые жили в гнёздах недалеко от Смоленска.
- Этот дуб принадлежал Кривичивым, жившим здесь неподалёку.
- Это дуб квиличей, гнездо которых располагалось недалеко от Смоленска.
- Этот дуб был предком кривичей.
- Дуб – это дух свиренских кривичей, что жили неподалёку.
- Дуб был потомком поселения кривичи в деревне Гнездово.
- В те смоленские времена жили Гнездовы, где от них произошло множество курганов и так прекрасно сохранился город.
- Около дуба хранились могильные курганы.
- Дуб возник не в то время, а чучуть попоже, возле него молились боги.
- Смоленск тогда ещё не существовал. Люди смолились сюда после длинных и тяжёлых волоков.
- Смоленские суда молились богам в священных рощах и плыли из Варяк в Греки.
- Возможно, Смоленск возник, когда по Днепру установили торговство.
- От сюда уходили варяги и становились греками.
- Здесь суда смолились, молились и отправлялись из варяг в греки.
- Все люди смолились сюда из дворян в греки.
- В сосновых берёзах смолили судака и молились богам.
- И плыли воряки в Грецию.
- В названии города сохранился не только труд местных жителей, но и аромат красных бород.
- Я впервые прикоснулся к прошлому и стал безмерно богатен.
- Я прикоснулся к дубу быстрее, чем учительница. Я помню её тёплые ладошки, пот.
Ляпы ЕГЭ-2010
- Учитель своим поступком, хоть и таким мелочным, научил детей мужеству и отваге.
- Учительница видела свой долг в том, чтобы воспитывать не фаршированных детей работой, а гражданцев своего Отечества.
- Прочитав одну из книг, я понимаю, что эта проблема всегда будет актуальной.
- Л. Матрос в своём тексте цитирует слова Л. Толстова из произведения "Тарас Бульба"
- Я с интересом прочитал этот текст, и у меня ещё больше разыгрался патриотизм.
- Автор своим текстом затронул меня и мои мысли.
- На примере можно привести рассказ Пушкина "Шанель".
- Дюрер написал гравюру "Блудный сын", жаждя раскаяния.
- Вспоминается роман Ф.М. Достоевского "Мастер и Маргарита".
- С моей точки зрения – сходство блудного сына с Дюрером, значительно нечто более.
- Художник, погружённый с ног до головы в своём творчестве, становится жестоким и злым.
- Читая текст, я постоянно менял свои точки зрения, ведь автор описывает происходящее довольно разногласно.
- Бездомный оказался академиком докторских наук.
- Под Аустерлицем князя сбили с коня. Он упал на спину и начал смотреть на небо.
- Через средства массовой информации мы узнали от других наций, насколько мы удивительны, насколько необыкновенные русские.
- В каждой газете часто можно увидеть факт, который портит нашу родину.
- В тексте видны его очертания раскаяния.
- У меня есть один жизненный опыт. Мой друг был большим патриотом. Он относился к родине, как к себе. Заботился, ухаживал…
- Говоря о войне, стоит только вспомнить пьера Безухова, как он с трудом и без насилия покидал Наташу, уходя на войну.
- У меня тоже был дед, участник войны, который коренным образом закрепил мою ранее изложенную точку зрения о подвигах.
- Героизм могут испытывать разные люди. Это как болезнь: было один раз и ещё хочется.
- Человек, который перерабатывает страх, доказывает, что он своибразно силён.
- Если человек будет безукоризненно уничтожать природу, то может погибнуть и сам.
- Учительница нафаршировала нас не как роботов, а как нормальных людей.
- Зачем нам нужны ковычки? Ну без ковычек мы никуда. Если бы мы писали письмо президенту Д. М., то и он бы и не стал смотреть его, если не было бы кавычек.
- Наша учительница выполняет свой долг перед учениками – не только набить их знаниями, но и показать любовь и уважение своего Отечества и народа к ним.
- Когда не было компьютеров и телевизоров, было мало радиации и много времени для учёбы.
- Я с ужасом думаю, каким бы я стал, если бы не знал свою учительницу, это самый уверенный учитель. Она всегда пыталась из учеников сделать рабов.
- Когда говоришь с вводными словами, моментально сквозь зубы режется восхищение.
- Я сейчас с ужасом думаю, что учительница хотела нам рассказать историю Отечества.