июль 7, 2010
Владимир Овчинников
Олег Богданов
Книгу Владимира Афанасьевича Обручева "" я, конечно, раньше не читал, но сейчас, собираясь на десяток дней в отпуск, скачал ее в свой букридер – устройство для чтения электронных книг. Решил, что описание впечатлений великого исследователя от путешествия в Монголию и Китай в 1892–1894 гг. в качестве геолога экспедиции смогут хорошо отвлечь от сиюминутной политической трескотни (жить стало лучше; вставание с колен; Россию окружают одни враги и т. п.).
Перед тем, как "поставить" книгу на отпускную полку, пробежал ее по диагонали. В итоге прочитал всю, не дожидаясь запланированного времени! Чтение, безусловно, на любителя, но вещь прекрасная, рекомендую.
Поводом же для данного текста послужил рассказ о системе обучения, услышанный г-ном Обручевым в Китае XIX века. Там в то время тоже происходила своеобразная модернизация – приспособление древней страны к реалиям крепнущего индустриального мирового общества.
С удивлением узнал, что "первичную школу проходят по возможности все мальчики в городах и селениях; только в мелких поселках и уединенных фанзах в глуши, не имеющих средств держать учителя, дети часто остаются неграмотными". После этого родители, имеющие деньги, пристраивали сына к какому-нибудь купцу, чтобы он совершенствовался в счете и письме и приобретал торговую сноровку.
Желающие получить первую из четырех степеней образования подвергались экзамену в своем уездном городе, власти которого назначали тему для письменной работы и давали день на ее выполнение; экзаменатором являлся литературно образованный чиновник, имевший звание "улучшателя учености".
Аналогичный порядок реализовывался и на других ступенях. Считалось, что чем выше полученная ступень, тем больше шансов занять место на иерархической лестнице (ну прямо Селигер какой-то!). На экзамен высокого уровня являлось до 5 000 человек, каждый из которых подавал 13 сочинений. Выдержавших испытания ждала пышная церемония чествования. "Имена выдержавших испытание объявлялись в полночь 10 числа 9 месяца глашатаем с высшей башни города; на следующий день списки их раздавались на улицах, рассылались во все города провинции и вывешивались при орудийных салютах в зале испытаний. Затем следовал банкет от города, на котором мандарины прислуживали чествуемым, а у входов стояли слуги в фантастической одежде с ветвями маслин – символом литературных успехов – в руках".
"Этот институт испытаний был учрежден для поднятия образованности и для того, чтобы высшие должности доставались только образованным людям, – пишет В.Обручев. – Но должности и даже ученую степень в Китае все так же получали за деньги, и это совершенно обесценивало смысл этого учреждения". Конец цитаты! Мечтаю, чтобы наша не закончилась подобным образом.