июль 8, 2010
Ровно двадцать лет назад в Москве проходил Последний съезд тогда правящей партии. Партия называлась – КПСС…
Поразительно!.. У них оставался, пусть ничтожный, пусть крохотный шанс. А они его не использовали. Ограничились базарной полемикой на тему, кто больше и в чем именно виноват, ритуальными ругательствами в адрес Горбачева, бесконечным потоком ничего не значащих слов…
Считается, что Горбачев на этом съезде одержал очередную тактическую победу: его не сняли, а он – наоборот – избавился от наиболее одиозных из своих соратников. И что? Совсем скоро его предали уже новые, специально, вроде бы, отобранные лично им люди.
Просто время для тактических побед было уже давно упущено.
Ельцин кратко заявил о выходе из КПСС и покинул молчащий зал. И что еще мы помним об этом съезде?
…А может, и малейшего шанса у них уже не было. Бездарно потраченное время отомстило непреклонно и жестоко. Так бывает всегда, когда прогнившая и дискредитировавшая себя власть даже не пытается себя спасти. Более того – не дает спасти себя другим.
Хотя, казалось бы, история России уже к этому времени дала им колоссальное количество уроков. Будто они первый раз упрямо лезут на одни и те же грабли. Все ведь уже – было.
Сначала они доводят дело до пределов невозможного. А потом, конечно, начинают отступать и уступать, изо всех сил ненавидя тех, кому уступают, огрызаясь, цепляясь за каждый кустик, за каждую свою привилегию, каждую свою несчастную мигалку, не говорю уже - за дачи, яхты, счета в оффшорных зонах. Они на глазах теряют не только разум, но и элементарное чувство самосохранения. Они исторгают из своих рядов самых способных, самых честных, кто видит, что происходит, и пытается остановить страну на пути к катастрофе. Они не прощают самым способным и честным их "предательства", они обвиняют их в том, что те раскачивают лодку и говорят о реформах, а на самом деле - пособствуют экстремистам с нигилистами. Реформаторов шельмуют, экстремистов секут нагайками да вешают по приговорам военно-полевых судов. Но на место повешенных экстремистов новые становятся куда быстрее, чем новые реформаторы на место ошельмованных и исторгнутых. В результате поляна вытаптывается до такой степени, что на ней никого, кроме нигилистов с экстремистами не остается. Потому что эти-то самыми эффективными противниками прогнившего режима и оказываются: они смелы, отважны, у них горят глаза, они готовы идти на жертвы. И вот тут-то и начинается самое поучительное.
Очередного батюшку-царя (по всем рейтингам – всенародно-обожаемого) расстреляют в каком-нибудь подвале, уложат на полях гражданской войны миллионы соотечественников, еще миллионы выставят в эмиграцию (эмигрировавшие придумают телевизор, построят лучшие в мире вертолеты, напишут книги и компьютерные программы), а оставшиеся будут голодать и холодать, писать друг на друга доносы, подозревать во всех своих бедах злокозненный Запад, красть у него почем зря военные секреты и воспитывать новую "элиту", по сравнению с которой даже прежняя начинает казаться образцом ума, чести и совести. Могучее, лихое племя, богатыри, не мы…
Ах, какие, оказывается, люди были!.. Ах, камергеры с тайными советниками!.. Ах, члены Политбюро!.. И чего ж мы их так?..
Да за дело, к сожалению. За шпитцруттены, за столыпинские галстуки в качестве главного довода, за гулаговскую лагерную пыль по-над Россией, за омоновские дубинки, за вложенные в руки террористов бомбы да кинжалы – потому что другого инструмента для дискуссий в обществе предоставить так и не захотели.
Двадцать лет назад мы каким-то чудом большой крови все-таки избегли. Послужит ли нам хотя бы тот опыт – на пользу?
Дальневосточные "партизаны", начавшие войну на уничтожение с милицией, объявлены элементарными уголовниками, что, по мнению объявивших, является поводом не обратить внимания на то, что по всем опросам "партизанам" симпатизирует огромное большинство населения страны. Вы хоть понимаете, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ? Можно принять тысячу законов, запрещающих даже упоминать в газетах о террористах, можно изловчиться и надеть намордник на Интернет, можно включить на полную мощность глушилки, чтоб никакого Би-Би-Си в эфире… Уверяю, тем неожиданнее окажутся практические результаты.
Презираемая и ненавидимая милиция не может быть оплотом государства, насколько бы вы ни повысили ей денежное содержание. И если министру внутренних дел она нравится (только что он заявил, что никаких реформ его подчиненным не требуется, а нужна лишь некая "модернизация", спасибо, огромное спасибо!), то с министром надо прощаться как можно быстрее. Но, боюсь, одним министром здесь не обойдешься: вон, прилетело сообщение из Башкирии – начальник милиции в Благовещенске, ОСУЖДЕННЫЙ (правда, условно) за массовое избиение сограждан, назначен вице-мэром все того же Благовещенска. Уголовный, простите, преступник!.. Вы, что, простите, над нами издеваетесь?.. А чего, простите, добиваетесь, или это – военная тайна?..
А вот еще новость.
Анатолий Борисович Чубайс призвал освободить полковника Квачкова, по версии следствия (в верности которой сам Чубайс уверен) пытавшийся Анатолия Борисовича взорвать. Вместе с сопровождающими, на радость людям.
Чубайс полагает, что таким образом этот самый освобожденный от ответственности Квачков не станет ни для кого героем для подражания, мучеником идеи, и упомянутая цепная реакция террора будет прервана. Очень сомневаюсь в верности самой посылки.
Пытавшийся взорвать машину Чубайса должен сидеть. Убивавшие в Приморье милиционеров должны сидеть. Это непреложно, какими бы высокими соображениями ни оправдывались эти люди. И погасить в зародыше волну террора можно только, если государство возьмет-таки на себя функцию карать совершивших преступления, в какую бы форму совершившие преступления ни были одеты. Только так можно действительно избавить граждан от соблазна взять дело восстановления справедливости в свои руки. Только так можно лишить террористов моральной поддержки общества.
Отсутствие правосудия для всех – самый наглядный пример негодности власти. И великодушие отдельного чиновника, кого-то, видите ли, "прощающего", может здесь помочь как припарки мертвому.
Присяжные оправдали Веру Засулич, стрелявшую в мерзавца-градоначальника, мне кажется, это делает честь их нравственному чувству. Но террора это, как известно, не остановило. Хотя и не потому, что Засулич непременно надо было повесить.
Вешать, кстати сказать, тоже пробовали. И тоже ничего путного не получилось.
Надеюсь, очередная правящая партия поговорит обо всем этом на своем очередном съезде.