июль 12, 2010
Вице-премьер Российского правительства, председатель Национального олимпийского комитета России Жуков публично (смелый человек) заявил, что пошел бы с Мутко (министром спорта) в разведку.
Самое время. А то в разведке образовались неожиданные вакансии.
Только что из разведки пришли десять наших шпионов во главе с красоткой Чепмен. Что они в разведке делали, к счастью, мы так никогда не узнаем: их торопливо выменяли еще до того, как они начали давать показания американскому суду, слава, повторяю, Богу. А то б мир содрогнулся.
Но теперь все будет в порядке: уйдут в разведку Жуков с Мутко. Эти справятся. Мутко в разведке снимет себе номер в гостинице подороже и будет завтракать на пять тысяч бюджетных баксов, так что Жуков выбрал себе подходящую компанию, не умрет с голоду хотя бы.
Идите, ребята, идите в разведку.
И побыстрее…
…Вот так у нас всегда, каждый занимается не своим делом. В разведке им бы цены не было, а так им нет цены (см. доклад Счетной палаты о руководстве олимпийской сборной в Ванкувере) в организации очередных успехов отечественного спорта, шагающего, благодаря им, от победы к победе – причем за смешные (как прокомментировал доклад Счетной палаты тот же Мутко) деньги.
А пока прошло сообщение о том, что закончилось выдвижение кандидатов на пост президента Международной шахматной федерации (ФИДЕ), который пока занимает руководитель одной степной Российской провинции, успешный менеджер Илюмжинов
Так вот, кандидатов, как нам объявили, двое.
От России – опять Илюмжинов, это он, как сам признается, по всем животрепещущим вопросам постоянно советуется с космическим разумом, а также построил в окрестностях Элисты шахматный чудо-город Нью-Васюки и даже, наверное, знает, что с этим городом делать. Во всяком случае, жителям степной провинции этот город сильно пригодится, когда она перестанет быть самой, кажется, депрессивной провинцией в Российской Федерации, где, прямо скажем, в этом смысле ей есть с кем посоревноваться.
И от Франции с Англией – выдвинут некто Карпов.
Некто Карпов тоже было надумал выдвинуться от России, что еще в мае должен был решить Наблюдательный совет Российской шахматной федерации. Но ничего толком решить Наблюдательному совету тогда не удалось: из 32-х его членов восемнадцать собрались в Центральном шахматном клубе и проголосовали за Карпова. Но восемь (во главе с председателем Дворковичем и с участием члена совета вице-премьера Жукова) на заседание не пришли, а собрались на территории некоего частного банка, где у Дворковича, оказывается, есть собственная "шахматная гостиная", и проголосовали за Илюмжинова. Словом, произошел неприятный скандал.
Поэтому Дворкович (хозяин собственной "шахматной гостиной" в частном банке, а также, как это ни странно - при наличие такой "гостиной" - помощник президента страны) на следующий день объявил оба заседания нелигитимными. Но, как теперь выясняется, единственным российским кандидатом назначил все-таки Илюмжинова. Не опускаясь до заморочек с голосованиями.
Кстати, о некто Карпове.
Зовут его Анатолий Евгеньевич. У него тоже (как у перворазрядника Илюмжинова) очень поучительная судьба. Мальчик из южно-уральского Златоуста стал в свое время самым молодым в истории гроссмейстером, и на него сделала главную ставку внимательная советская власть, для которой достижения отечественной шахматной школы были одним из самых убедительных доказательств интеллектуального превосходства и исторической правоты. Его холили и лелеяли, его награждали орденами, избирали членом ЦК комсомола и депутатом Верховного Совета, всей своей безмерной мощью пытались оградить от возможных и возникающих трудностей, постоянно вмешивали высокую политику туда, где никакой политике делать было абсолютно нечего. Эту самую поучительную судьбу ему могли запросто сломать, сделав просто визитной карточкой системы. И когда за шахматной доской столкнулись два великих шахматиста – Карпов и Каспаров, а власть безоговорочно поддержала одного из них, она оказала Карпову исключительно дурную услугу.
Тогда победил Каспаров. А его отношения с предшественником оказались испорченными, как казалось, навсегда.
Потом Каспаров ушел в политику, а Карпов в политике, по сути, остался. Уже новая власть любила его по-прежнему, а он сам по-прежнему оставался ей верен и лоялен. Но, кстати сказать, в шахматы от этого играть хуже не начал.
Он был председателем Комитета защиты мира. Его сделали членом Общественной палаты. Наградили очередным орденом. Президенты (по два раза Ельцин и Путин) посылали ему Благодарственные письма…
То есть, в глазах "прогрессивной общественности", его репутация не изменилась.
И вдруг два года назад гроссмейстер Каспаров за участие в несанкционированной уличной акции был задержан нашей мужественной милицией, и наш беспристрастный суд вкатил ему сколько-то суток ареста. Потому что у нас все равны перед законом, как с восторгом отметил идеолог "наших" философ Борис Якеменко, брат молодежного министра.
А член Общественной палаты гроссмейстер Карпов вдруг решил навестить гроссмейстера Каспарова непосредственно в узилище. Просто навестить – думаю, Карповым двигала отнюдь не политическая, но корпоративная солидарность, его, полагаю, просто неприятно кольнуло то, как позволяют себе обращаться с шахматистом, составляющим славу Отечества. И его, конечно, не пустили – потому что отошел куда-то начальник, который должен был подписать пропуск.
Но так или иначе, нынешняя власть сделала то, чего никакая другая добиться не смогла б ни при каких условиях: когда Каспаров из узилища вышел, они с Карповым – впервые за десятилетия! – протянули друг другу руки.
Сейчас Каспаров заявил о своей поддержке кандидатуры Карпова на пост президента ФИДЕ. И еще один великий гроссмейстер, эмигрант Корчной, заявил о том же, хотя не подавал Карпову руки еще дольше, чем Каспаров.
Если искать какую-то логику в странных предпочтениях нашей власти, то это – единственное, что может ее не устроить в кандидатуре Анатолия Евгеньевича. Но где здесь искать логику?
В мае по просьбе Карпова я проводил его пресс-конференцию, в связи с удивительными событиями вокруг голосований Наблюдательного совета РШФ. Тогда среди прочего, Карпов сказал, что, если его не выдвинет Россия, он станет кандидатом от одной из федераций, почетным членом которых он является.
Я спросил: "А если Вас выдвинут какие-нибудь Фарерские острова и Вы победите, как, по-Вашему, будет выглядеть Россия?" Карпов подумал и ответил: "Плохо".
Но кого это волнует?
Мне кажется, эта история - точнейшая модель действий отечественной власти всюду, куда она простирает свое благотворное влияние.
И ведь изберут, изберут этого Илюмжинова, успешного менеджера, не справившегося со своей основной работой, будет он руководить мировыми шахматами и дальше. Изберут, ЧЕГО БЫ ЭТО НАМ НИ СТОИЛО, раз этого захотелось не самому даже главному у нас человеку – Дворковичу, владельцу "шахматной гостиной" в частном банке.
Но может, и его – тоже отправить в разведку, вместе с Мутко и Жуковым: позору для страны меньше.
Всех их – в разведку!..