июль 20, 2010
От банковских комиссий страдает не только население, пользующееся потребительскими кредитами. Небольшие фирмы и начинающие предприниматели сталкиваются с дополнительными платежами при расчетно-кассовом облуживании, что существенно увеличивает их издержки. На щедрость банков в этом вопросе рассчитывать не стоит: расчетно-кассовое обслуживание остается доходным направлением, и отказываться от него банкиры не собираются.
Банковские комиссии наиболее ощутимы для предпринимателей с небольшим оборотом.
Михаил Хаустов
На первый взгляд банки становятся лояльнее к потенциальным клиентам-юрлицам. Многие кредитные учреждения предлагают льготные условия по открытию расчетного счета, а иногда готовы сделать это бесплатно. Вот только почти за каждую операцию предпринимателю придется платить отдельно. В случае с расчетно-кассовым обслуживанием оплачивать надо не только обслуживание счета, но и комиссии: за набор платежного поручения, безналичный денежный перевод в другой банк, выдачу и прием наличных и т. д.
Как правило, комиссии устанавливаются в виде процентов от суммы операции. Например, 1% комиссии от суммы за выдачу наличных на зарплату. Также комиссия может быть представлена в виде фиксированной оплаты — как, например, 250 рублей за набор платежного поручения.
Раскошеливаться предпринимателям придется и при открытии счета: услуги оформления документов нередко приходится оплачивать отдельно. Допустим, оформление одного образца подписи может стоить 250 рублей. В редких случаях платным оказывается и закрытие счета — в одном из филиалов федерального банка эта услуга обойдется в 1 тыс.рублей.
Некоторые предприниматели склонны считать подобные платежи скрытыми комиссиями — по аналогии с кредитованием физлиц, где банкиры помимо основной ставки начисляют еще и дополнительные платежи, которые до подписания договора не афишируются.
"Сначала банк заманивает льготными условиями, а потом оказывается, что и обслуживание недешевое, и комиссии за операции приходится выплачивать. И это при том, что остатки моих средств находятся на счетах банка и он получает с них прибыль. Крупное предприятие этих расходов, может быть, и не заметит, но при небольшом обороте подобные издержки очень чувствительны. Чтобы их снизить, надо либо увеличивать оборот, либо вообще отказаться от счета и работать в тени", — рассказывает начинающий барнаульский предприниматель, пожелавший сохранить анонимность.
Что делать? Искать наиболее приемлемые условия среди представленных банками тарифных планов. Первый вариант — дожидаться специальных акций. Например, "ФорБанк" предлагает бесплатное открытие счета. "Россельхозбанк" в течение лета помимо открытия счета обещает бесплатное оформление документов и установку терминала "Банк — клиент".
"Некоторые клиенты специально дожидаются подобных акций — в момент их проведения мы отмечаем существенное увеличение обращений", — отмечает Алена Кеченова, заместитель главного бухгалтера Алтайского филиала "Россельхозбанка". Минус подобных акций — временность. "После окончания акции тарифы по всем операциям становятся прежними", — подтверждает Алена Кеченова.
Другой путь — внимательнее изучить предложения банков. Ознакомиться с тарифами можно в самих банках или на сайте Алтайского банковского союза, где размещен сборник тарифов по РКО в Алтайском крае. В этом случае можно подобрать идеальную программу для своего предприятия. Например, Елена Завадская, директор агентства недвижимости "Прогресс", рассказывает, что при открытии счета выбирала банк, где тарифный план не предполагает платы за обслуживание в случае отсутствия операций с ним в текущем месяце. Рассчитывать же на сокращение или отмену комиссий, как в случае с розничным кредитованием, вряд ли приходится.
"Не думаю, что банки будут отказываться от взимания комиссий при проведении различных операций, так как оказание банковских услуг связано с различными затратами на осуществление банковских операций (бумага, связь, зарплата сотрудников, оборудование и прочее). Банк, как и любая другая коммерческая организация, не может работать себе в убыток, поэтому полный отказ от комиссионных доходов маловероятен", — считает Андрей Шагаев, управляющий Барнаульского филиала банка "Возрождение".
Вокруг банковских продуктов и услуг за последние годы сломано много копий. Но шумиха связана не с комиссиями за расчетно-кассовое обслуживание (РКО) в их классическом понимании, а с комиссиями, непосредственно связанными с предоставлением кредитов.
Юридически комиссии, как вид дохода банка, напрямую законом не запрещены. Сейчас вы не найдете в тарифах банков комиссии, которые закон напрямую запрещает связывать с предоставлением кредита. Тем не менее продолжаются практики банков, когда применяются комиссии, по сути являющиеся частью процентного дохода. Все просто: полная цена кредита — величина не произвольная, она складывается объективно и не может быть ниже себестоимости. Возможно, что после рассмотрения заявки кредит не будет выдан, но банк несет затраты, которые также необходимо компенсировать (комиссии за рассмотрение заявки).
Что касается комиссий собственно по РКО, то их у банков вряд ли отнимут. Каждая операция требует затрат банка, услуга реально оказана и должна быть оплачена.
Что касается остатка средств на счете, то, безусловно, банк на этом может заработать. Но несопоставимо мало с суммой комиссий по РКО. Банку заработать на остатках до востребования столько, сколько тратится на административно-управленческие и прочие расходы по обслуживанию клиента, невозможно. Это значит, что цены банковской услуги РКО и цена привлечения текущих остатков клиентских средств несопоставимы.