июль 22, 2010
Госдума таки приняла, а Совет Федерации одобрил в окончательной редакции законопроект, позволяющий сотрудникам ФСБ объявлять гражданам или организациям "официальные предостережения" за "действия, создающие условия для совершения преступлений", но при отсутствии основания для привлечения к уголовной ответственности.
Закон после протестов оппозиционных партий и правозащитников несколько смягчили, убрав пункт об ответственности за эти профилактические предостережения. При этом в документе остались слова о том, что предостережение "обязательно для исполнения", а кроме того – предусмотрены административные штрафы и аресты за "неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника ФСБ". Такая вот коллизия.
Правозащитники негодуют: как это так – человек еще ничего криминального не совершил, а его уже можно подвергнуть преследованию? Против кого будет направлен этот закон и как он будет реализовываться на практике?
Против кого и как – терпение, скоро узнаем. Но я вот думаю, что подходить к этому новшеству следует более позитивно, ведь оно – свидетельство прогресса. Потому что вот в Уголовном кодексе РСФСР от 1926 года была седьмая статья, предписывающая применять "меры социальной защиты" (ссылать, сажать, лечить, воспитывать) к лицам, "представляющим опасность по своей связи с преступной средой или по своей прошлой деятельности". А к 58-й "политической" существовал целый набор литер, с помощью которых Особое Совещание при ГПУ или позже НКВД выносило приговоры без всякого суда – "по результатам расследования". А литеры были, например, ПШ (подозрение в шпионаже), или СВПШ (связи, ведущие к подозрению в шпионаже), или вот еще ЧСВН (член семьи врага народа). И много еще всяких. И по этим литерам давали ссылки, высылки и реальные лагерные сроки. Без суда, повторюсь. И было это совсем не так уж давно.
А сейчас всего-то "профилактическое предупреждение". Ну и что, что еще ничего не совершил, – тебя ведь не сажают, просто пальцем грозят. Прогресс и либерализация налицо.