июль 28, 2010
У каждого своя дорога к храму или вокруг него. Главное, храм есть и в него можно прийти. Барнаульский музыкант Вячеслав Кальницкий сегодня пишет музыку к духовным стихам. Пришёл он к вере не так просто.
Православный Алтай. Из альбома "28 июля - День Крещения Руси" (http://fotki.yandex.ru/users/khaum-john/album/107914/).
Михаил Хаустов
– Я принял крещение в 1993 году, в 23 года. Покреститься предложил мой одноклассник, с которым мы вместе играли в группе. Покрестился и забыл. Вёл богемный образ жизни со всеми его грехами. И только через пять лет мой друг Павел Тайченачев, который сейчас служит священником в Шебалино, привёз меня в Сорочий Лог, где было два скита. В одном из них раньше жил иеромонах, который по болезни уехал, и нужен был сторож. Я прожил там в полном одиночестве около месяца. И за это время со мной произошли какие-то изменения, потому что это было святое место, очень намолённое. Я тогда толком и не знал, как держать в руках молитвослов, по-церковнославянски читал кое-как. Но было ощущение: то, что я читаю, – это правильно, это хорошо.
– В тот же год я впервые исповедовался. В Знаменском монастыре служил иеромонах Анатолий Гришанов. Ему я всё скопом и выложил про то, что произошло за пять лет после крещения. Он мне сказал, что для человека самое главное – иметь в сердце веру, надежду и любовь. Просто молиться, и всё.
После этого ко мне из разных источников стала приходить духовная литература. Пожив в Сорочьем Логе, я даже пытался поступить в Барнаульскую духовную семинарию, но потом почувствовал поспешность этого решения. Я был ещё не готов.
– Когда у человека появляется вера, у него начинаются большие искушения. Я никогда не слышал более грубого мата, чем рядом с Покровским собором.
Согласно церковному учению, кроме ангельского мира, существует и мир бесовской, который населяют ангелы, соблазнённые Сатаной. Они были низвергнуты с неба в грубый материальный мир. И теперь воздух вокруг нас населён бесами. И человек, который начинает отпадать от Бога, начинает терять Божью силу, которая ему даётся. И, конечно, он попадает под бесовскую власть. Не стоит думать, что люди в сане или даже святые под этой властью никогда не оказывались… Человек грешен, но у него всегда есть свобода покаяться. После искушений начинаешь внутренний разговор со святыней, обращаешься к образам.
– Когда я стал воцерковляться, меня спрашивали знакомые батюшки, почему я не пишу духовных песен. Я отвечал, что не готов.
В 2006 году мне довелось побывать послушником в Коробейниково. Я там жил всё лето под началом иеромонаха Романа Корнева. Я жил в благодатном месте, в колокольне при храме. Послушания были несложные: пол помыть, огород вскопать. В основном я пел на клиросе.
Там же находится всем известная святыня алтайской земли – Коробейниковская Казанская икона Божией Матери. Практически я ухаживал за этой иконой. И после пребывания там моя жизнь ещё больше изменилась. Ушли такие черты характера, как сварливость, гневливость. Тогда я написал первую песню на духовные стихи. А после получил благословение владыки на выпуск диска с духовными песнями. В июне была его презентация.
– Хочется рассказать об одном чудесном случае. В 2008 году я был на послушании уже в селе Шебалино. Служил псаломщиком и преподавателем, налаживал работу клироса, иногда сидел в церковной лавке. Однажды пришла алтайка и со словами "Пусть она будет у вас, нам её некуда" протянула икону Божией Матери в красивейшем окладе. И ушла.
Часть моих предков родом из Горного Алтая. Мне показалось, что этот дар может быть благословением алтайской земли. Батюшка тоже тогда сказал: "Пусть она будет у тебя как благословение".
Лик Божией Матери – это спокойствие, тишина, теплота. Когда смотришь на изображение, её взгляд и в тебя проникает. Ты начинаешь по-другому воспринимать ссоры, суетливые настроения. А она остаётся доброй, спокойной, милостивой.
– В моей жизни батюшки сыграли большую роль. Среди них - протоиерей Николай Войтович Я поражался людям, которые служили в советские времена. Тогда пальцем показывали, а он в рясе ходил по улицам. Это был мудрейший человек, и я понимаю, он видел тебя всего насквозь. Второй батюшка, иерей Александр Абрашкин, настоятель Свято-Димитровской церкви. Он долгое время был моим духовником. И ещё я бы назвал игумена Романа Корнева из Коробейниково. Я ему исповедовался, он меня благословлял – благодатный батюшка.
Мне однажды сказали: "Ну вот, идёшь ты в церковь, а батюшки грешными бывают". Да, иногда в церковь попадают ослабленные люди – от этого нет спасения. Не нужно идеализировать священников. Они такие же люди. Если присмотреться, это довольно тяжёлое их предназначение, это так вычерпывает! И некоторые священники не справляются. Но когда священника рукополагают, он получает благодать. И, если возможно, человеку лучше не обращать внимания на личность священника.
– Когда у меня были минуты отчаяния, я начинал говорить друзьям, тому же Сергею Лазорину ( известный барнаульский музыкант, лидер группы "9". – Прим. ред.), что начинаю терять веру. Он отвечал: "Ты не вздумай, ты у нас тут один, изволь веровать!"
Но не один я к Богу тянусь. Когда жил в колокольне в Коробейниково, я увидел в крестном ходу своего приятеля – доброго друга Андрона (известный барнаульский поэт, музыкант и тусовщик. – Прим. ред.). Он работал поваром на кухне и рассказал, что уже в третий раз участвует в крестном ходе.
Ещё один мой друг-гитарист поёт в кафедральном соборе в православной церкви в Германии.
Да, я иногда теряю веру. В тяжёлые моменты, когда житейские проблемы одолевают, что-то не клеится, начинаешь роптать. Никто от этого не застрахован. Здесь главное – вовремя остановиться, обратиться к молитве. Потом смотришь - всё вроде налаживается. В храм сходишь и думаешь: какая радость наше бытие! Мы имеем ощущения жизни, этот мир. Эта радость очень большая. Отчаяния надо избегать.