июль 29, 2010
С древних времён огонь считался самой загадочной и неуправляемой стихией на планете. Но всегда были люди, обладающие особым искусством укрощения пламени.
И в сегодняшнем Барнауле есть такие ребята. Знакомьтесь, Андрей Макаров, Евгений Петров и Юлия Петухова – театр огня Blaze.
Ребята профессионально занимаются поингом – искусством кручения горящих предметов или поев. Пои – это два груза, прикрепленные к верёвкам, которые пойстер, или файерщик, крутит вокруг себя. Однако файерщик может использовать не только пои, но и другой огненный реквизит.
В Барнаул поинг пришел примерно в 2006 году, именно тогда появились первые смельчаки, которые начали пробовать самостоятельно приручить огонь. Начинающие пойстеры добывали информацию где могли: просматривали видео и фото в Интернете, читали специальную литературу. Одним из таких людей был Андрей Макаров, сейчас уже опытный пойстер, солист театра огня Blaze.
Чтобы заниматься поингом, нужны не только крепкие мышцы и гибкость, но и постоянные тренировки.
– Мы с Андреем занимаемся каждый день, – рассказывает Женя. – Тело должно помнить каждое движение. Многие начинающие пойстеры берутся за огонь и выходят на сцену практически неподготовленными. Поэтому зачастую сжигают себе лицо, волосы, ресницы, кожу. Бывают очень тяжёлые случаи. Сколько времени необходимо тренироваться, чтобы стать профессионалом, зависит от человека, для каждого индивидуально, но это работа не одного месяца. Я сначала выходил на сцену и выделывал трюки на заднем плане, потом, со временем начал солировать. Всё происходило постепенно. Мы никуда и ни за кем не гонимся. В нашем деле главное – отточенность движений.
Андрей и Евгений познакомились два с половиной года назад. Тогда же и возникла идея создания театра огня Blaze. Название переводится как "пламя", "вспышка".
Однако союзу парней не суждено было надолго оставаться дуэтом. Посещая тренировки Макарова и Петрова, девушка Жени Юля однажды в прямом и переносном смыслах зажгла и начала выступать вместе с ребятами. Основной реквизит Юли – горящие веера. Родители Юли сначала побаивались опасного занятия дочери, но со временем привыкли и теперь лишь говорят: "Будь осторожна!", провожая её на очередное огненное шоу.
– Чтобы стать файерщиком, нужно быть немного безбашенным, экстремалом, уметь идти на риск. Работа с огнём – всегда доля риска, опасности, поэтому очень важна концентрация на предмете, который держишь в руках. Когда я выхожу на сцену, всё вокруг исчезает. Остаюсь только я и огонь, – делится впечатлениями Юлия Петухова. – Когда только начинала этим заниматься, было страшновато, но потом к огню привыкаешь. Он становится даже другом, что ли. Когда впервые увидела номера с веерами, захотелось попробовать самой. Пока не было реквизита, долго думала, чем его заменить. В итоге нашла большие вешалки в шкафу и начала крутить их. Мама очень удивилась, застав меня с ними, – смеётся Юля.
Ребята используют для работы не только пои и веера, но и шесты, специальные фитили, куб с горящими гранями.
– Реквизит мы изготавливаем самостоятельно. Купить в Барнауле его негде, а заказывать из Москвы дорого. Да и когда сам делаешь, знаешь, что инструмент во время выступления не подведёт, потому что сделан, как говорится, на совесть, – объясняет Андрей.
Если пару лет назад, когда Андрей и Женя только начинали работать, всё держалось исключительно на их энтузиазме, то со временем Blazeстал походить на самый настоящий театр. В коллективе появился собственные костюмер – Анная Олюх, видеоператор Аатолий Гейко и "штатный" фотограф Лев Секержинский.
Во время выступления может случиться всякое.
– Как-то мы выступали в Павловске на выставке сельскохозяйственной техники. Повсюду было разбросано сено. Когда мы показывали номер, оно загоралось прямо у нас под ногами, поэтому приходилось следить за движениями рук и одновременно гасить ногами огонь. Вот это было весело! – вспоминает Женя.
Летом ребята репетируют номера в парках и на берегу Оби. Тренироваться с огнём там, конечно, небезопасно, поэтому приходится "танцевать" без пламени. Зимой файерщики арендуют помещение для занятий.
– Сейчас тепло, поэтому мы часто устраиваем шоу прямо в центре города. И проходящих удивить, и отладить движения. Недавно к нам приезжал театр огня из Новокузнецка, так мы с ними на нулевом километре устроили импровизированное представление. Получилось здорово! – с восторгом вспоминает Евгений Петров.
Ребята выступают на свадьбах, юбилеях, городских праздниках, вечеринках и других мероприятиях. Пять минут их работы обходится заказчику в среднем в одну тысячу рублей.
К настоящему моменту театр огня Blazeисколесил со своими представлениями весь край и успел засветиться за его пределами. В 2009 году трио выступало на фестивале Hello fire в Новосибирске. Там их заметили и подарили знаменитую "шапку файерщика". По легенде, эта шапка принадлежала девушке, которая была одним из первых файерщиков Сибири. На одном из фестивалей барышня подарила её пойстерам из Омска, приглянувшимся ей больше других. Так возникла традиция передавать её из года в год лучшей команде. В Барнаул шапка попала от "пламенных" виртуозов из Новокузнецка.
– В конце июля в Новосибирске состоится закрытый фестиваль файерщиков. Там мы будем посещать мастер-классы, делиться друг с другом опытом, ну и, конечно же, выступать. На фестивале мы и передадим шапку файерщика тем, кого выделим из всех остальных коллективов. Конечно, не хочется с ней расставаться, но традиция есть традиция, – поделился Макаров.
История возникновения поинга восходит своими корнями к народу маори, населявшему когда-то Новую Зеландию. Они носили в специальных мешках, соединённых между собой верёвкой, яйца птицы мао. Эти мешки назывались кии. Позже они использовались мужчинами для тренировки мышц. Также существовала игра, где использовались кии уже как мяч. Только вместо яиц в мешки набивались перья, шерсть или лоскутки. Позднее кий стали называть киитоами и поитоами, а затем и вовсе сократили до слова "пой".
Европейцы переняли умение маори, привнесли свои элементы: пои начали поджигать (только сами мешочки) и устраивать импровизированные шоу. Так это искусство дошло и до нас. В России поинг появился относительно недавно. Однако уже сегодня он пользуется большой популярностью у публики, сочетая в себе танец, ритуал и боевое начало.