На Алтае больным гемофилией будут делать уникальные операции

июль 30, 2010

Эти пациенты долгое время считались не то что неоперабельными – обреченными. 100 лет назад диагноз "гемофилия" означал, что любой порез или ушиб может закончиться для больного смертью от потери крови. Большинство пациентов не доживали и до подросткового возраста.

Александр Чанцев: "Эти операции для нас – еще и вопрос престижа".
Олег Богданов

Сегодня ситуация изменилась в корне. Больные гемофилией  живут практически полноценной жизнью, заводят семьи. Но есть другая беда – болезни суставов вследствие частых кровоизлияний. Выход один – для восстановления функции пораженный сустав необходимо заменить на искусственный. До последнего времени операции по их замене делали только в Москве.

Один Центр на всю страну

– Сколько я работаю в медицине, столько и занимаюсь этими больными. Да, сегодня они живут гораздо дольше, чем 100 лет назад. Но кровь у них также не сворачивается, и если вовремя не сделана инъекция фактора свертываемости, бежит из носа, из десен, из желудочно-кишечного тракта, но чаще всего попадает в суставы. В результате частых кровоизлияний они постепенно изнашиваются, возникают деформации, и человек становится инвалидом-колясочником, – рассказывает Александр Чанцев, хирург-ортопед, доцент кафедры травматологии, ортопедии и военно-полевой хирургии АГМУ.

Выход  – операция по эндопротезированию. По словам Чанцева, еще 15 лет назад  в возможность их применения для больных гемофилией трудно было поверить. В те годы старались применять только малотравматичные методы лечения, чтобы избежать опасных для жизни кровотечений. Восстановление функции пораженных суставов часто было неполным. Впервые применять эндопротезирование суставов при гемофилии начали несколько лет назад в Гематологическом научном центре РАМН в Москве. В России сейчас зарегистрировано 15 тысяч больных гемофилией, из них 5 тысяч – в Сибири и на Дальнем Востоке. На всю страну – небольшое, постоянно перегруженное отделение, на госпитализацию – огромная очередь… Вторым в стране местом, где делают такие операции, теперь станет Алтайский край.

Начинал еще Баркаган

– Кафедра травматологии и ортопедии медуниверситета еще 35 лет назад под патронажем профессора Зиновия Соломоновича Баркагана начала решать проблему болезней суставов у больных гемофилией. Профессор нашей кафедры Евгения Алексеевна Распопова уже в те годы начала заниматься разработкой ортопедических методов лечения этой категории пациентов. Это был прогресс, – вспоминает Александр Чанцев. – И вот теперь мы освоили внедрение такой сложнейшей методики, как эндопротезирование сустава больным с нарушением свертывания крови.

В прошлом году главврач краевой клинической больницы Владимир Вольф дал добро на создание при больнице филиала московского Гематологического центра под руководством профессора Андрея Момота. Александр Чанцев больше месяца стажировался в Москве, принимал непосредственное участие в операциях.

На сегодняшний день 16 жителей края, больных гемофилией, прошли первоначальное обследование в краевой клинической больнице и ожидают операций. Несмотря на то что федеральные квоты по эндопротезированию, выделенные больнице на текущий год, уже распределены, в краевом управлении по здравоохранению для операций больным гемофилией средства пообещали выделить.

Первая операция намечена на осень, а всего до конца года за­планировано пять операций по эндо­протезированию больных гемофилией. Оперировать больных будут ортопеды-травматологи краевой клинической больницы. По мнению Чанцева, для больницы такие операции – еще и вопрос престижа, очередная возможность продемонстрировать высокий уровень алтайской медицины.

Как проходит операция

При эндопротезировании "родной" поврежденный сустав заменяют  титановым с полиэтиленовыми вкладками. На операции обязательно присутствуют травматолог, гематолог, анестезиолог, трансфузиолог. Операция связана с большой кровопотерей – литр и больше. Требуется большое количество концентрата отсутствующего у больного фактора свертываемости. Фактор вводится заранее; в лаборатории оценивается, удалось ли поднять свертываемость до нужной цифры, – и начинается операция. Эндопротезирование по замене тазобедренного сустава длится один-два часа, коленного – около трех. Есть нюансы даже в зашивании раны: если простому пациенту накладываются единичные швы, то здесь – непрерывный шов, напоминающий застежку "молнию", чтобы уменьшить вероятность кровотечений. Срок службы современного протеза – около 20 лет.

Андрей Момот,
доктор медицинских наук, профессор, директор Алтайского филиала Гематологического научного центра РАМН:

Андрей Момот, профессор, доктор медицинских наук.
Олег Богданов

То, что в крае начнут делать высокотехнологические операции больным гемофилией, – большое достижение. Кроме алтайских пациентов, к нам смогут ездить больные гемофилией из соседних регионов, надеюсь, заинтересуется Казахстан: там больных много, а уровень оказания им помощи слабый.

Справка

156 человек, больных гемофилией, проживает в Алтайском крае. Каждый второй взрослый (старше 25 лет) нуждается в операции по эндо­протезированию. Одна операция обходится в среднем в 130 тысяч рублей.

Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свертываемости крови. При этом заболевании возникают кровоизлияния в суставы, мышцы и внутренние органы. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же выступают как носительницы гемофилии, они могут родить больных сыновей или дочерей-носительниц. В старину гемофилия была распространена в королевских семьях Европы, за что получила поэтический эпитет "болезнь венценосных". Известными ее носителями были королева Виктория и цесаревич Алексей, сын российского императора Николая Второго.