август 2, 2010
Интрига с назначением нового председателя Алтайского банка Сбербанка разрешилась неожиданно. Вместо приказа с именем нового председателя из Москвы пришла директива о слиянии Алтайского и Сибирского Сбербанков России. Таким образом, уже 1 января 2011 года Алтайсбербанк прекратит свое существование, вместо него в крае останется Алтайское головное отделение № 8644 Сибирского банка. Лишение независимости главного алтайского банка может серьезно изменить конфигурацию политического и экономического пространства в крае.
Руководящая команда теперь уже Алтайского головного отделения № 8644 Сибирского банка (во всяком случае до конца 2010 года) остается прежней.
Михаил Хаустов
В пятницу, 30 июля, пресс-служба Алтайсбербанка после долгой паузы официально подтвердила факт грядущего слияния. До коллектива банка эта информация была доведена неделей ранее. По информации редакции газеты "Ваше дело", события развивались стремительно. Вечером 22 июля об изменениях было объявлено менеджменту банка, а уже утром следующего дня московским рейсом в Барнаул прибыла Наталья Грибкова, директор по работе с филиалами Сбербанка (г-жа Грибкова известна еще тем, что является женой члена Совета Федерации Александра Починка).
Цель визита Натальи Грибковой — создание рабочей группы по подготовке к объединению. Фактически слияние началось: на минувшей неделе было объявлено о внутренней перестройке банка. В новой конфигурации может не найтись места нескольким подразделениям головного управления Алтайсбербанка: ожидается, что в управленческом аппарате могут быть уволены или переведены на другие должности до 500 человек.
Вопреки ожиданиям, во главе банка остался Николай Иванов, бывший первый зампред Алтайсбербанка. В кулуарах поговаривали о варяге из Москвы, но в итоге руководящая команда (во всяком случае до конца года) остается прежней, хотя работать ей придется совершенно в других условиях.
Пожалуй, менее всего изменения затронут частных клиентов. Розничная политика банка и раньше определялась на федеральном уровне. У "физиков" даже появятся плюсы: до сих пор в 18 территориальных банках Сбербанка используется разное программное обеспечение. Это создает клиентам неудобства: например, житель края, находясь в Кемерове, не может внести платеж по кредиту алтайского банка. По информации "ВД", до конца года алтайское подразделение будет переведено на общую программную платформу с остальными регионами, что позволит решить некоторые технологические проблемы.
У корпоративных клиентов опасений больше.
С потерей самостоятельности замедлится скорость принятия решений. Полномочий станет меньше, соответственно, за крупной суммой придется обращаться в Новосибирск, а то и Москву.
При этом, возможно, уменьшатся лимиты для кредитов без согласований.
Раньше без согласования с центром можно было получить 500 млн. рублей, а теперь, допустим, 200 млн. рублей.
Наибольшие же потери от слияния могут понести краевые власти. Алтайсбербанк — давний партнер администрации, участвует в реализации краевых программ, соглашениях по льготным кредитам для предпринимателей. В новых условиях цепочка согласований удлинится. Раньше ключевые вопросы обсуждались напрямую с Владимиром Песоцким, и руководство края имело влияние на решения банка. Вспоминается эпизод, когда на апрельском заседании антикризисной комиссии губернатор Александр Карлин пожурил руководство Алтайсбербанка за то, что турзона в Республике Алтай банком кредитуется активнее, чем родная "Бирюзовая Катунь". Сложно представить, что г-н Карлин сможет так же отчитывать Владимира Ворожейкина, председателя Сибирского банка Сбербанка. А вот ситуацию, в которой новосибирский губернатор Владимир Толоконский будет пенять на финансирование той же "Бирюзовой Катуни" в ущерб туристско-рекреационному парку в Новосибирске, представить проще.
Другой вопрос, что Александр Карлин привык решать вопросы на федеральном уровне и в случае необходимости сможет договориться о финансировании напрямую с Москвой. Не стоит забывать, что год назад соглашение с краевой администрацией подписывал лично Герман Греф, президент Сбербанка.
Но значимость Алтая для банка снизится. Раньше Алтайсбербанк решал проблемы края, теперь во главе будут корпоративные задачи.
Возможность участия Сбербанка в экономике края сократится. И это негативный фактор для Алтая.
Впрочем, один из респондентов "ВД" на условиях анонимности предположил, что не стоит переоценивать пользу от взаимодействия банка и администрации: подобные программы реализуются Сбербанком по всей России, и основной критерий их целесообразности — не польза для конкретного региона, а бизнес-интересы банка.