август 12, 2010
Владимир Овчинников
Олег Богданов
Представьте сцену: сидит себе академик Владимир Афанасьевич Обручев возле Катуни в 13 километрах от Чемала, любуется порогами да заодно к докладу в столице Горного Алтая готовится. А на берегу реки, чуть выше порога Телдекпень, мужик с бабой золото моют – отбирают из мелкой гальки материал и промывают его на маленькой бутаре. Правда, маститый геолог не преминул добавить: в наносах золотишка совсем мало. Романтика! (Кстати, кто знает что такое бутара?).
Да, я опять пересказываю труд уже знакомого вам академика Обручева (, рассказывая о механизме коррупции наших дней на примере описанного им Китая 19 века – см. "СК" № 27). Труд издан в 1948 году под названием .
Всем, наверное, читать эту книгу не посоветую – слишком в ней много геологической специфики, а привлекательные на первый взгляд главы типа "От Зайсанска до Барнаула через Калбинский хребет и по предгорьям Алтая" описывают Барнаул 19 века буквально одним коротким нераспространенным предложением.
Сегодня – не 1936 год, когда автор "Земли Санникова" сидел на катунском пороге. Сегодня выше порога Телдекпень золото не моют, там только скот бродит. 74 года назад горноалтайское начальство пригласило ученого отдохнуть и выступить на научной конференции. Вот небольшая цитатка из того доклада:
Я обратил внимание руководителей области на крупное значение для будущего Алтая развития туризма. Алтай уже начал привлекать к себе туристов своими особенностями природы. Нигде больше в Сибири нельзя найти такого сочетания красивых горных цепей со снегами и ледниками, альпийских лугов, скалистых ущелий, бурных рек с порогами и водопадами, больших и маленьких озер, мрачной елово-пихтовой черни, на востоке и светлых лиственничных лесов на западе. Туризм должен составить крупную статью дохода в бюджете Ойротии и ее населения, но требует ряда мероприятий — проведения хороших дорог к наиболее интересным местам, постройки гостиниц, а вблизи ледников и на альпийских лугах — изб-убежищ для ночлега, организации кадров проводников на ледники и вершины гор, издания путеводителей и карт.
Согласитесь, будто вчера на совещании в кабинете с большим ковром сказано. Эх, добавить бы нам скорости осуществления благих намерений. А то ведь Владимир Афанасьевич после того совещания , но реализации замечательных идей не дождался.