август 12, 2010
По словам Марины Авдиюк, директора оптовой компании Second-hand & STOCK, в Барнауле этот бизнес очень развит. На сегодняшний день товары "из вторых рук" из Америки, Бельгии, Австралии, Англии, Германии, Голландии покупателям предлагают уже более ста магазинов. И их количество только увеличивается. Так, за последний год открылось 20 новых секонд-хендов. В районах края насчитывается порядка 150 магазинов. Как выясняется, стереотипное утверждение: "секонд-хенд – европейская ветошь" – сегодня уже неактуально. Встретить магазин, специализирующийся исключительно на б/у вещах, в Барнауле сложно. Большинство из них сегодня называется second-hand & stock и предлагает клиенту не только ношеные, но и абсолютно новые вещи из нераспроданных коллекций.
На специальных фабриках одежда и даже обувь сортируются и распределяются по категориям. Например, первая категория – вещи, которые содержат незначительный процент износа. Вторая – достаточно поношенные, не всегда чистые. Есть также категории "экстра" и "люкс". Это хороший товар с большим процентом новых современных вещей. А вот настоящий "клондайк" для любителей эксклюзива – категория "крем", который содержит до 40% стоковых вещей.
Именно магазины категории "крем" (от англ. сream– "сливки, крем") становятся настоящей находкой для желающих приобрести одежду известных мировых лейблов за смешные деньги. Попадают сюда брендовые вещи просто. Если в течение трех месяцев модного сезона вещь не была продана, на нее делается скидка. Когда и в этом случае товар не востребован, его отправляют в сток. А чтобы не светить известные, но уже невостребованные лейблы, с одежды срезают ярлыки или закрашивают черным маркером. Таким образом, дизайнерскую куртку, стоившую изначально 3 000 долларов, вполне можно купить за 300.
По словам Марины Авдиюк, у нас в Сибири наиболее востребован товар высоких категорий: "крем", "экстра" и "люкс". Отшивают его, как правило, не в Европе, а в Китае, Шри-Ланке, Бангладеша, Турции на предприятиях, построенных европейскими фирмами, и под строгим контролем качества.
У нас движению хенда лет 15 будет в этом году. Я начал покупать вещи в секонд-хенде в 1997-м. Первый раз туда просто так пришел. Вещи в магазине не были развешены по вешалкам, как сейчас, а лежали в стопочке на полу. Люди просто приходили, копались в этой большой горе вещей. Даже доля эротики в этом была: все переодевались тут же. С одной стороны, это было плохо, а с другой – был какой-то азарт, как у охотника, – найти вещь вперед всех. Сейчас сложнее найти что-то стоящее.
А в обычных магазинах цены непонятно высокие. Ну ладно обувь, она должна быть дорогой и качественной. Но как за простую майку можно платить 2 000 рублей?! Как говорил известный музыкант Том Уэйтс: "Предпочитаю, чтобы все, что на мне было надето, стоило не дороже 50 долларов". Я знаю, что в стоке могу найти вещи действительно эксклюзивные, которых всего несколько экземпляров в мире, и стоить они будут не космических денег.
Вещи в магазинах секонд-хенд имеют специфический запах. Его наличие – гарантия того, что они прошли санитарную обработку формальдегидом. Уважающий себя секонд-хенд всегда предоставит сертификат, что одежда прошла дезинфекцию по всем требованиям. Товар обрабатывают до того, как ввезут в Россию, в течение часа при температуре 90°С. На вещах остаются частицы пара, которые у особо чувствительных людей могут вызвать незначительные аллергические реакции. Но после обычной стирки от дезинфекции не остается и следа.