август 13, 2010
В августе в Алтайском крае широко отпразднуют две даты, связанные с Петром Столыпиным. Это 150-летие со дня его рождения и 100-летие со дня его пребывания в степном Алтае.
За несколько месяцев до приезда председателя Советов министров императорской России села степного Алтая "загудели" в ожидании. Началась подготовка. Особой гордостью степных волостей были дрожки – азиатский паллиатив европейской кареты. Легкие дрожки впрягались либо в одну лошадь, либо в пару. Кстати, позже они стали основой для тачанки, ставшей популярной благодаря батьке Махно.
Но это ж какая величина приедет на Алтай! Русского человека, да еще какого, на такой карете не встретишь. В параконные немецкие дрожки впрягли тройку лошадей. Чтобы лошади шли определенным ходом, животных стали ежедневно тренировать.
Переселенческое правление Томской губернии, контора которого находилась в Барнауле, в 1910 году имело два автомобиля. Но главу правительства решили перевозить из волости в волость, из деревни в деревню на лошадях – так надежнее. Но это только лишь предположение алтайских краеведов.
Накануне приезда Петра Столыпина в селе Орлове случился ажиотаж, сравнимый разве что с сегодняшними конкурсами. В деревне выбирали самых красивых девушек, которые должны были подавать на стол долгожданному гостю. Мало было выбрать красавиц, нужно было их одеть в национальную одежду: белые кофты, поверх которых надевались жилеты на шнуровке, длинная черная или клетчатая юбка. Завершал убранство белый вышитый передничек.
29 августа 1910 года стол председателю Совета министров накрывали преимущественно немецкими национальными блюдами. Местные рубили петухов и варили домашнюю лапшу.
Гостя принимали в большом зале волостного правления. Приветственное слово держал главный проповедник Орлова – немец по фамилии Вибе. В 1910 году грамотность среди переселенцев была очень высокой, 74% немцев писали и читали на родном языке. Но русским владели единицы. Несмотря на то что Петр Аркадьевич прекрасно говорил по-немецки, проповедник общался с председателем Совета министров на хорошем русском языке.
После приема из Орлова Столыпина увезли в Камень-на-Оби, откуда 1 сентября на пароходе он добрался до Новониколаевска, а дальше по железной дороге – в Томск. Таким образом, премьер был на Алтае три дня.
В Орлове, Новониколаевске, в Томске простые люди просили Столыпина об одном и том же – проложить автомобильную дорогу, сделать железную дорогу до Барнаула, откуда везли хлеб, масло и другую сельхозпродукцию. Пароходное сообщение и баржи уже не справлялось с такой задачей, поэтому цены на продукты росли.
Визиту Столыпина в Сибирь, и в частности на Алтай, предшествовала интересная история. Еще в 1906 году премьер познакомился с немцем Яковом Реймером, проживавшим в то время в Центральной России. Столыпин тогда ездил по губерниям страны и агитировал народ осваивать Сибирь. Он сказал Реймеру, что если тот последует его совету, то государственный муж лично приедет проведать Якова и других переселенцев.
Через несколько лет это обещание было выполнено. В августе 1910 года Столыпин прибыл в село Орлово (ныне Немецкий национальный район). Здесь премьер-министра и Александра Кривошеина, главноуправляющего землеустройством и земледелием, встретили волостной старшина Яков Реймер, жители поселения и делегаты из 53 колониальных поселков. По свидетельству современников, премьер остался доволен положением дел в немецких селах. Там были сформированы крепкие и эффективно хозяйствующие хутора. Реймер, осмелев, попросил у Петра Аркадьевича содействия в строительстве больницы, почтового отделения и железной дороги (цитируется по газете "Ваше дело").
На протяжении целого века жители села Орлова Немецкого национального района и Славгорода рассказывают легенды, связанные с приездом Петра Столыпина на Алтай. Согласно одной из них, похожей на правду, единственную улицу села Орлова в августе 1910 года выстлали красными самоткаными дорожками, когда председатель Совета министров сошел на землю орловцев.
Вторую легенду "СК" рассказал краевед Иван Беккер. В 1910 в селе Славгородском один мужик имел хороший огород. В конце августа уже был собран приличный урожай. Хозяин принес в дар Петру Аркадьевичу целую корзину овощей. За что Столыпин дал мужику пять рублей. Эта монета якобы передавалась из поколения в поколение в крестьянской семье.
"Столыпинские вагоны" – вагоны-теплушки для перевозки крестьян из центральных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток, где им даром выделялась в пользование земля. В 1910 году в России начался их массовый выпуск.
Столыпинская аграрная реформа – реформа крестьянского землевладения, проходившая в России с 1906 по 1917 год. Суть – разрешение выхода из общины на хутора, принудительное землеустройство, усиление переселенческой политики.
Петр Столыпин родился 2 (14) апреля 1862 года в столице Саксонии Дрездене. Крещен в дрезденской православной церкви. Его родители происходили из старинных дворянских родов Столыпиных и Горчаковых. Отец Аркадий Дмитриевич, атаман Уральского казачьего войска, герой Севастопольской кампании, достигший наивысшего генеральского звания – генерал-адъютант. Мать – Наталья Михайловна, урожденная княжна Горчакова. В апреле 1906 года Столыпин отказался от поста министра внутренних дел. Но на личной встрече с Николаем II после его слов: "Прошу принять этот пост, я вам приказываю" – соглашается. В июле того же года Столыпин назначается председателем Совета министров России. В августе 1911 года террорист Дмитрий Богров застрелил Столыпина.
В июле 2005 года спустя 93 года с момента сооружения в селе Орлове был заново торжественно открыт обелиск Петру Столыпину. Автором идеи и организатором беспрецедентного восстановления памятника председателю Совета министров России стал уроженец села Орлова Иван Беккер, заслуженный врач Российской Федерации, главный врач больницы № 2 Рубцовска и увлеченный краевед, награжденный Демидовской премией.
– В советское время возродить памятник царскому премьер-министру, за которым коммунистическая пропаганда закрепила в народном сознании образ вешателя, было невозможно. Министра сельского хозяйства Кривошеина, сопровождавшего Столыпина в поездке по Сибири, вообще ненавидели, так как в годы гражданской войны он был руководителем врангелевского правительства юга России. А сейчас пришла историческая ситуация понимания этого процесса, отношение к Столыпину и его соратникам коренным образом изменилось, – рассказывает Иван Беккер.
Усилиями энтузиастов и патриотов обелиск через 85 лет вернулся на пьедестал. Он стоит в центре Орлова на одной площади с памятником Ленину. (По материалам корреспондента газеты "Свободный курс" Тамары Дмитриенко.)
20 августа в Алтайском крае откроют трехметровый памятник Петру Столыпину, автором которого стал скульптор Николай Звонков. Монумент из красного мрамора установят в Славгороде – городе, который своим основанием обязан премьер-министру императорской России.
К юбилейным датам в Барнауле будет издана книга "Столыпинская аграрная реформа и Алтай", которую написали ученые Алтайского государственного университета. Накануне выхода в печать "Свободный курс" задал несколько вопросов одному из ее авторов, доктору исторических наук Виктору Разгону.
– Как в вашей книге вы оцениваете итоги и значение переселенческой политики Столыпина? Согласны ли вы с мнением, что именно для Алтая столыпинские реформы имели самые благоприятные последствия по сравнению с другими регионами?
– Историки по-разному оценивают столыпинские методы и результаты реформирования общины, но практически никто не оспаривает огромного влияния, которое оказали массовые переселения на развитие производительных сил Сибири, в том числе и Алтая. Алтайский округ из-за своих природных условий являлся особенно привлекательным для крестьян-мигрантов из Европейской России: здесь селился каждый третий переселенец, направлявшийся в Сибирь в годы столыпинской реформы (за 1907–1914 гг. – 735 тыс. чел.). В Алтайском округе в переселенческий фонд были выделены 3,5 млн. дес. земли, мигрантами были основаны 3,4 тыс. населенных пунктов.
Значительно возрос демографический потенциал региона, увеличились сборы хлеба, поголовье скота, применение сельхозмашин, что дало толчок развитию мукомольной промышленности, маслоделия, сыроварения и других обрабатывающих производств. В итоге столыпинских переселений окончательно определилось положение Алтая как одного из важнейших сельскохозяйственных регионов страны.
– Ваше личное отношение к деятельности Столыпина?
– Реформы П.А. Столыпина представляли собой широкую программу модернизации страны, включавшую преобразования не только в аграрном строе, но и частично реализованные в законах. Часть этой программы осталась на уровне законопроектов.
Цель модернизационных реформ заключалась в сохранении статуса России как великой державы (широко известно знаменитое изречение Столыпина "Нам нужна великая Россия!"), ее конкурентоспособности на мировой арене. В полной мере судить о степени успешности и адекватности реформ Столыпина потребностям развития страны сложно, поскольку речь идет о незавершенных преобразованиях. Реформы осуществлялись в стране, охваченной социальными конфликтами, им активно противодействовали не только революционеры и либералы, но и правые реакционные круги общества. Эффективность реформ снижалась и тем обстоятельством, что Столыпин и его сподвижники не в полной мере учитывали приверженность российских крестьян к общинной форме жизнедеятельности и хозяйствования.