август 16, 2010
В воскресенье, 15 августа, православное приходское собрание Вознесенской церкви, расположенной в Научном городке (Барнаул) приняло решение храм закрыть. Как стало известно altapress.ru, такие действия явились следствием неоднократных попыток нажима на настоятеля храма иерея Георгия Титова со стороны силовых органов.
Епископ Барнаульский и Алтайский Максим.
Михаил Хаустов
В итоге священнослужитель 14 августа был госпитализирован в Кардиоцентр, днем того же дня прихожане повесили на двери церкви замок. Также, в отсутствии настоятеля, прихожане категорически отказываются принимать епископа Барнаульского и Алтайского Максима.
Инициативная группа уверена, что не пускать в свой приход правящего Архиерея имеет полное право. Дело в том, что храм принадлежит приходу на праве собственности (Свидетельство о государственной регистрации права, серия 22АБ, 59924, выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Алтайскому краю, от 23.01. 2009). Церковь была построена на пожертвования, а не на деньги Епархии. Попытки проникновения в храм с целью его захвата приход будет рассматривать как посягательство на чужое имущество. В этом случае прихожане Вознесенского храма обязательно намерены обращаться в судебные органы, включая международные.
Крайняя мера, на которую могут пойти прихожане - выйти из юрисдикции Барнаульской и Алтайской Епархии Русской православной церкви Московского Патриархата. Ключевую роль в разыгравшемся конфликте между православными прихожанами и Барнаульской Епархией играет и то, что прихожане Вознесенской церкви (около 50 человек) не подписали типовой Устав Русской православной церкви Московского Патриархата.
От официальных комментариев по данной ситуации в Барнаульском Епархиальном Управлении отказались.
В распоряжении altapress.ru оказалось письмо прихожан, в котором описана вся предыстория происходящих ныне событий. Мы публикуем его без редакторской правки. Этот текст, усилиями прихожан, размещен и на других открытых источниках в Интернете:
Приход Вознесенского храма Барнаула отказался принять Типовой приходской устав РПЦ МП и направил для регистрации в органы юстиции Устав, открывающий возможность смены юрисдикции. Эта мера предусматривается как крайняя.
7 июля сего года приходским собранием Вознесенского храма Барнаула был вторично рассмотрен вопрос о принятии типового устава РПЦ МП и вторично принято решение не принимать данную редакцию. На собраниях прихожане говорили, что она противоречит догмату о Церкви, изложенному в Символе веры, и гражданским законам, определяющим положение Русской православной церкви в обществе и в государстве. В частности, это ФЗ 125 "О свободе совести и религиозных объединениях", а также общецерковный Устав РПЦ МП, зарегистрированный Минюстом. Противоречия эти очевидны и, лишь уважая священноначалие, прихожане собрались во второй раз для обсуждения предложенного Типового устава.
Также, как и в первый раз (29 марта 2010 г.) участники собрания резко высказались против пункта 5.1, согласно которому епископ (а отнюдь не приходское собрание) является высшим органом прихода. Это противоречит не только каноническому определению Церкви в Символе веры - "единой, соборной", канонической традиции "не поставлять епископа в село или малый город", но самому документу, предложенному в качестве типового приходского устава, в котором нигде не обозначено, что епископы являются членами приходов. Как же тогда они могут наделяться правами высшего приходского органа? Эти противоречия и нарушение канонических традиций жизни Церкви и определили наше решение не принимать Типовой проект Устава, за что проголосовало приходское собрание подавляющим большинством голосов в первый раз и единогласно - во второй. К тому же у прихода и правящего епископа Максима существуют противоречия, связанные с его личностными качествами и гражданской позицией к чему может привести такое положение дел объяснять не надо.
В период между первым и вторым приходским собранием настоятель Вознесенского храма священник Георгий Титов и некоторые прихожане подвергались давлению подразделений государственных силовых структур. Например, 30 апреля 2010 года был произведен обыск в храме и в домах настоятеля Георгия Титова и прихожанина Павла Селиверстова по подозрению чуть ли не в подстрекательстве преступников, убивших гражданина Кореи. Причем основание столь агрессивнымследственным действиям было весьма шаткое. Якобы кто-то из преступников был однажды в Вознесенском храме. Прихожане в ответ подали коллективное заявление в краевую прокуратуру с пояснениями, что никакого отношения к экстремизму и терроризму деятельность и убеждения настоятеля храма священника Георгия Титова не имеют. (Ответа, кстати, до сих пор не получено). Тогда же многие высказали мнение: не является ли истинной причиной силовой атаки особое мнение прихода Вознесенского храма по поводу нового приходского Устава.
12 июля 2010г. Настоятель храма подал Приходской устав, принятый 7 июля с.г. и составленный не по типовому проекту в Управление Министерства юстиции РФ по Алтайскому краю для государственной регистрации. Вскоре стало известно, что этот Устав попал на "экспертизу" в Минюст РФ. Несмотря на очевидность соответствия положений устава российскому законодательству, в регистрации отказано. Это можно объяснить, только тем, что чиновники стараются оказать поддержку РПЦ МП. Хотя поддержка Церкви совсем не идентична поддержке церковной иерархии. Пример тому скандал в СМИ Алтайского края связанный со строительством личного особняка епископа в заповедной зоне с нарушением этических и гражданских норм. Как видим, такого рода поддержка просто развращает церковную иерархию. А ее стремление "укрыться под сению закона", заставляя соответствующие органы действовать вопреки ему, свидетельствует о слабости позиции. Безусловно, в случае перехода в другую юрисдикцию, к чему приход сейчас вынуждает правящий архиерей, он не намерен отдавать храм епархии МП, потому, что тот построен только на пожертвования и силами прихожан. Никогда никакой помощи от епархии не было.
Бескомпромиссная позиция Вознесенского прихода объясняется опасением, что тенденции подмены церковных установлений и традиций могут пойти дальше и привести к утрате благодати в таинствах и богослужениях РПЦ МП. Так что наши противоречия носят духовный характер. Есть опасения, что в эту коллизию могут быть втянуты светские учреждения. Человеку опасно шутить с попранием очевидной истины. И, кстати, налет на приход со стороны силовых структур закончился плачевно для отдела по борьбе с экстремизмом. Его руководитель и заместитель находятся сейчас под следствием и отдел расформирован.
Прихожане надеются, что в нашем споре с высшей иерархией Церкви восторжествует истина Христова, и органам законности и права не стоит вмешиваться в это,
потому что они призваны решать совершенно иные задачи. Но явное попрание справедливости, даже из благих намерений никогда не шло на пользу обществу и человеку.