август 18, 2010
В начале лета представитель одного барнаульского агентства по продаже билетов сетовал, что в этом сезоне люди никак не могут определиться, каким транспортом преодолевать длинные расстояния, например до Москвы. От дальних путешествий поездом они начали отвыкать, но высокая стоимость авиабилетов привела граждан в замешательство.
Тарифы авиакомпаний в нынешний "высокий" сезон, действительно, заставили многих пассажиров искать логику в ценообразовании перевозчиков. Почему стоимость перелета из Барнаула в Москву и обратно на двоих в июне была сопоставима с ценой недельной путевки на две персоны в турецкий отель по программе "все включено"? Или почему рейсы до Москвы с вылетом из Барнаула дороже, чем из Новосибирска? А на прошлой неделе антимонопольное ведомство заявило, что у него есть повод проверить авиакомпании. В частности, ФАС интересует, как выглядят схемы продажи билетов.
В прошлом году авиаперевозчики тоже демонстрировали тарифные рекорды, но со ссылкой на то, что львиную долю в цене билета формирует стоимость топлива. Потом топливные компании не без участия ФАС свои цены опустили на 30%. Но тарифы авиакомпаний не снизились!
"Если мы вспомним кризисный для авиации 2008 год, когда авиатопливо стоило порядка 33 тыс. рублей за тонну, то авиакомпании, действительно, поднимали тарифы. Сейчас топливо стоит около 20 тыс. рублей за тонну. С января в барнаульском аэропорту ни керосин, ни услуги не дорожали. Но снижения тарифов за этим не последовало. Даже наоборот", – говорит Виталий Архипенко, генеральный директор авиапредприятия "Алтай". В пресс-службе аэропорта "Толмачево" сообщили, что там за последние два года цена топлива упала на 30%.
В пресс-службе S7 Airlines приводят усредненные данные: летом 2010 года по сравнению с прошлым годом стоимость топлива для этой авиакомпании увеличилась на 14%. Но это не единственная составляющая тарифа. Цена билета также зависит от типа воздушного судна, расстояния полета, цены аэропортовых услуг, сбора за обслуживание, конкурентной ситуации на направлении, сезона и времени покупки билета. В UTair к этому списку добавили способ владения самолетом (аренда или собственность), налоговые отчисления, расходы на внедрение новых технологий, покупку запчастей. В "Аэрофлоте" предпочли оставить эту тему без комментариев.
Стоит заметить, что, несмотря на явное недовольство пассажиров высокими ценами авиаперевозок, за шесть месяцев текущего года число летающих из Барнаула не сократилось. Услугами барнаульского аэропорта воспользовалось на 13% больше пассажиров, чем за тот же период прошлого года (данные авиапредприятия "Алтай"). Так зачем авиакомпаниям себе в чем-то отказывать?
Рост цен на авиабилеты к июлю-августу является сезонным трендом, характерным как для российских, так и для зарубежных авиакомпаний. В 2010 году вообще спрос на авиаперевозки очень высок, даже выше показателя 2008 года, плюс сезонный рост. Авиакомпаниям нет смысла продавать билеты дешево, если пассажиры готовы много платить за перелет.
Однако эксперт уверен, что авиакомпании в сложившейся ситуации не столько стремятся получить сверхприбыль, сколько пытаются компенсировать потери 2008 года. "Российские авиаперевозчики (в целом вся отрасль) закончили 2008 год с убытком, отрицательная рентабельность более 3%, и в 2009 году они также сохранили убытки. Стоит ли обвинять компании в том, что они сейчас пытаются работать с положительной рентабельностью, причем не 20%, а хорошо если 3–4%?" – спрашивает Олег Пантелеев.
Даже если посочувствовать перевозчикам и принять как должное общий тренд на высокие тарифы, все же не стоит оставлять без внимания вопрос о том, почему билеты в Барнауле дороже, чем в Новосибирске. Виталий Архипенко реагирует на него так: "Бывают ситуации, когда и в Новосибирске тарифы выше. Конкуренция между компаниями там сильнее, поскольку перевозчиков больше. Не стоит верить тому, что стоимость рейса в аэропортах разная. Эта разница может составлять примерно 7 тыс. рублей".
Приблизительно такое же объяснение дает и Олег Пантелеев: "Аэропорт Барнаула вынужден свои расходы перекладывать на меньшее количество рейсов, чем новосибирский порт. Сходная ситуация и у авиакомпаний: там, где летает меньше пассажиров, трудно сэкономить на масштабе бизнеса".
И все же к осени перевозчикам придется думать о том, как стимулировать спрос. Из года в год в этот период наблюдается его снижение. "Сегодня взять билет на конец сентября можно по достаточно привлекательно цене. Но если ближе к сентябрю рейс будет заполняться на уровне 100%, а авиакомпании это отслеживают, то недели за две они могут его наценить", – комментирует Виталий Архипенко.
В этом году авиакомпания S7закрыла вечерний рейс на Москву. Нагрузка на утренние рейсы слишком высока. Средние цены перелета до Москвы из Новосибирска и Барнаула в летний период прошлого года практически не отличались и составляли 18–20тыс. рублей и 15–20тыс. рублей соответственно.
В этом году разрыв больше: рейс до Москвы с вылетом из Барнаула – 25–30тыс. рублей, из Новосибирска – 15–18тыс. рублей.
Агенты, равно как и авиакомпании, находятся в жесткой конкуренции, поэтому накручивать по 10–15%, как это часто делают посредники, они не могут ни при каких обстоятельствах. Однако комиссия около 5% вполне возможна. Но порой бывает так, что билеты в авиакассе не многим дороже, чем в собственной кассе авиакомпании. Если агентство имеет специальное соглашение с авиаперевозчиком, оно может рассчитывать на специальный тариф.