август 24, 2010
Ведущие российские банки явно не спешат расширять свои филиальные сети на Алтае и выходить в районы края. Даже несмотря на призыв региональной власти. В этом есть определенная логика: при открытии новых точек банкиры руководствуются в первую очередь численностью населения и его платежеспособностью. И с тем, и с другим в райцентрах дела обстоят не очень.
По данным Банка России, в Алтайском крае сегодня представлены семь местных банков и 41 организация с головным офисом в другом регионе. Однако большинство этих банков работают исключительно в Барнауле. За пределы краевой столицы выходят единицы. Наибольшей филиальной сетью в городах и районах края располагает Алтайсбербанк: в его структуру входят 16 отделений, 71 универсальный дополнительный офис, 113 дополнительных офисов по обслуживанию частных клиентов. Достаточно широко в районах представлен "Россельхозбанк": его услугами могут воспользоваться жители 52 из 60 районов края.
В общем-то, на этих двух банках примеры развитых сетей и заканчиваются. Другие участники финансового рынка подобным размахом похвастать не могут. В лучшем случае некоторые из них открывают офисы в Бийске, Рубцовске, Новоалтайске. На улицах же районных центров банковские вывески встретить почти невозможно.
Вообще-то, за последние два года банки не стремились открывать новые филиалы не то что в алтайских селах, но даже и в крупных российских городах. Наоборот, в кризис кредитные учреждения занялись оптимизацией своих филиалов.
"В условиях кризиса банки старались максимально оптимизировать операционные расходы, в том числе на персонал, арендную плату и т. д., — говорит Антон Картуесов, эксперт службы рейтингов кредитных институтов агентства "Эксперт РА". — Темпы развития региональных сетей в 2009 году существенно снизились: за 2009 год число допофисов увеличилось только на 2% против 12% в 2008 году. При этом банки продолжали сокращать число филиалов, закрывая или переводя их в другую категорию, что было связано с высокими расходами на содержание".
По подсчетам Юлии Голышевой, аналитика инвестиционной компании "Финам", в целом за полтора года количество структурных подразделений российских банков сократилось более чем на 1 тыс. единиц. При этом лидерами по сокращению стали банки, активно развивавшие розничные сети до кризиса. Некоторые продолжали экспансию, но при этом отказывались от дорогих филиалов и увеличивали количество дополнительных и операционных офисов.
Впрочем, полностью отказываться от расширения регионального присутствия банки не намерены. Так, в августе свои офисы в крае открыли сразу два федеральных банка: "Ренессанс" и "Глобэкс". Это еще не все: ряд банкиров подтвердили "ВД", что до конца года в крае появится несколько операционных офисов. Но все они будут работать исключительно в Барнауле.
Чем крупнее, тем лучше — так можно охарактеризовать основной критерий при выборе банком населенного пункта для открытия офиса. "В этом году мы планируем открыть еще одну точку в Барнауле, — говорит Станислав Могильников,руководитель регионального операционного офиса "Барнаульский" ВТБ 24. — Если мы будем расширяться по краю, то в первую очередь пойдем в крупные города. Но не во все — некоторые могут быть слишком малонаселенными для нашей бизнес-модели. Поэтому ждать, что мы пойдем в каждый район, не стоит. Это не снобизм, а следствие бизнес-модели. В крупных городах живут более обеспеченные люди, соответственно издержки на привлечение клиента на рубль бизнеса там ниже".
Даже "Россельхозбанк", традиционно работающий с селом, в данный момент больше ориентирован на широком проникновении в Барнауле, а не в районах. "Наше руководство ставит задачу менять восприятие клиентов от банка моноотраслевого к банку универсальному, повышать узнаваемость,— объясняет Евгений Роговский, директор алтайского филиала "Россельхозбанка". — В этом плане для нас интереснее города, где проживает большая часть населения. И главное — в городах больше денег, что позволит нам увеличить ресурсную базу".
"Во главе угла стоит эффективность бизнеса, и исходя из этого параметра банк принимает решение об открытии офиса в том или ином населенном пункте", — подтверждает Андрей Шагаев,руководитель барнаульского филиала банка "Возрождение".
Эксперты склонны полагать, что в нынешних условиях, развивать сеть в районах под силу только Сбербанку. "Это универсальный инфраструктурный банк, который рассчитан на все категории населения: от малообеспеченных до VIP-клиентов. В силу в том числе исторических причин он может себе позволить работать в районах с менее обеспеченным населением", — считает г-н Могильников.
По мнению Антона Картуесова, у коммерческих банков все же есть мотивы для работы с селом. "Они могут конкурировать с госбанками в таких местах по двум основным направлениям: привлечение средств физических лиц за счет более высоких ставок по депозитам и более клиентоориентированной и гибкой политики в части кредитования", — полагает эксперт. Но условием для этого должны быть высокие доходы и соответствующая покупательная способность местного населения, напоминает Юлия Голышева. А это характерно скорее для небольшого города с нефтегазовой спецификой, чем для сельскохозяйственного региона с низким доходом на душу населения.
Достаточно часто для небольших банков такие решения принимаются на основе предварительных договоренностей с местными компаниями, которые сразу могут стать крупнейшими клиентами в качестве юридических лиц, перевести туда же зарплатные счета сотрудников и пр. Если же говорить об открытии структурной единицы вообще, то тут очень важными становятся насыщенность конкурентной среды в населенном пункте и параметры, характеризующие его экономическое развитие.
Банк "Глобэкс" открывает свои структурные подразделения там, где наблюдаются высокая экономическая активность и благоприятный инвестиционный климат. Барнаул полностью соответствует этим условиям.
Их достаточно много, но ключевым является конкурентная обстановка в населенном пункте. Также учитываются общая экономическая ситуация в регионе, потенциал местного рынка по росту объемов услуг. Каким-то банкам интересно развитие розничного сегмента, другие, напротив, ориентированы на корпоратив. Соответственно, решение об открытии офиса принимается исходя из стратегии кредитной организации, спектра предоставляемых услуг и оцениваемого банком уровня их востребованности.
Выбирая регионы для развития собственной сети, мы обращали особое внимание на успешность нашего бизнеса POS-кредитования, наличие базы наших клиентов, количество населения, благосостояние, а также присутствие на рынке конкурентов.
Интересная тенденция последнего года — массовое преобразование барнаульских филиалов в операционные офисы. Это вызывает пессимизм у ряда местных наблюдателей, полагающих, что федеральные банки теряют интерес к Барнаулу.
Однако Рушан Хвесюк, председатель правления Альфа-банка, считает, что преобразование филиалов в операционные офисы не означает потери статуса.
"Если бы наше законодательство позволяло сделать на всей территории России только оперофисы, мы бы пошли на это, — говорит г-н Хвесюк. — Это сильно облегчает жизнь и для банка, и для клиента. При этом по значению и полномочиям филиалы и операционные офисы у нас находятся на одном уровне".
С этим согласна Юлия Голышева: "Замена филиалов операционными офисами позволит банкам существенно оптимизировать издержки на содержание региональных сетей. Открытие операционного офиса происходит в упрощенном порядке и позволяет банку существенно сократить издержки на содержание персонала, при этом основным преимуществом оперофиса является отсутствие привязки к региональному отделению. Следует отметить, что многие кредитные организации в условиях кризиса и в настоящий, посткризисный, момент активно используют формат офисов как наиболее удобный и наименее затратный".