Здравствуй, школа!

август 30, 2010

Невнятные школьные реформы  не так  уж вредны: в России традиционно реальная жизнь протекает независимо от государственных решений.

Итак, выбор сделан. Послезавтра  первоклассники пойдут именно в те школы, которые для них выбрали  старшие – после мучительных сомнений, споров, поисков, или наоборот, закрыв глаза, следуя   воле обстоятельств.  Многие подростки впервые переступят порог  лицеев и  техникумов,   о которых мечтали или не знали совсем ничего. Студенты  займут аудитории вузов – долгожданных, или нет,   ощутят сладость первого серьезного успеха , или будет отбывать повинность, повинуясь  желанию родителей, советам друзей или просто не успев разобраться, к чему именно лежит душа… Первому сентября всегда сопутствует   ответственное домашнее задание, и проблема выбора - одна из основных. Многовариантность возможностей,  возникающих перед современными родителями, или абитуриентами, поистине ошеломляет и способна смутить  даже  наиболее самоуверенных :  действительно, какая школа лучше? Та,  что в шаговой доступности от дома или модная экспериментальная, но на другом конце города? Где по старинке целый год осваивают чистописание (это в век компьютеров!) или где вообще не задают на дом?  Демократическая, в которую принимают  детей нелегальных мигрантов, или  по типу   закрытого пансиона,  обходящаяся в кругленькую сумму ежемесячно? Или просто та, где  есть знакомая хорошая учительница?  С высшей школой не лучше, от  реклам   всевозможных вузов и специализаций рябит в глазах, а  обещания  красочных проспектов не всегда соответствуют реальности, и ожиданиям потребителя.

Первого сентября начинается не просто новый учебный год. Стартует новый виток наших вложений в будущее,  определяется вектор  перемен,  их восприятие  обществом.  Значение этого дня для   стратегических и текущих перспектив развития страны не менее серьезное, чем,  показатели прироста валового продукта и урожайности зерновых. В некоторых странах это  давно поняли. Не случайно  экономные французы - в самый разгар кризиса – выделили неслыханные средства на развитие всех ступеней образования, сделав его максимально доступным  абсолютному большинству, провозгласив, что залог стратегического успеха Франции – подготовка высококвалифицированных кадров и широко образованных  сознательных граждан. В Финляндии,  где, согласно последнему  глобальному исследованию,  на сегодняшний день учатся самые грамотные и творчески развитые школьники ( несколько лет назад первенство держали советские и потом российские дети), усиливаются программы дополнительных индивидуальных и групповых развивающих занятий, а также – интеграции детей с особенностями развития, на что также повышаются государственные субсидии. Финны не скрывают, что в свое время   очень тщательно изучили и восприняли основные  позиции советской системы образования, и неуклонно следуют модели всеобщего , обязательного и бесплатного.   Финляндия, к слову, недавно была  названа  страной наиболее комфортного существования человека. На  этом фоне  отечественные попытки  модернизировать сферу выглядят   по меньшей мере удивительно – чего стоит  последняя инициатива стимулировать экономическую самостоятельность государственных школ путем сокращения  бесплатных уроков и установления  непонятно откуда взявшихся расценок за дополнительные занятия по родному языку, географии и математике. Впечатление такое, что  архитекторы этих новшеств плохо знакомы не только с мировой педагогической практикой, но и законами экономического развития в целом.

Впрочем, реформами  нашу школу не  запугать. Самый беглый взгляд в историю свидетельствует: попытки перестройки  происходили с некоторой цикличностью и более всего напоминали  нововведения  славных градоначальников города Глупова,  которые  то революционно вводили в употребление лавровый лист и  горчицу, но не менее радикально оные запрещали, - что было с равным энтузиазмом  оценено летописцем как очевидные знаки прогресса.

Сколько  себя помню,  школу перестраивали всегда - сначала обязательная десятилетка, высшая математика и средний  балл, потом – перепрыгивание через четвертый класс, из третьего сразу в пятый - одиннадцатилетка и  разрешение экстерната в массовом порядке,  перетасовка программ и стандартов до  почти полного их исчезновения. Затем злополучный ЕГЭ, призванный вроде бы искоренить коррупцию и обеспечить равенство возможностей. Первые же попытки проанализировать результаты привели в ужас самых  доброжелательных экспертов -  многие отличники по  ЕГЭ  на поверку не могли без ошибок написать  фразу и решить простую задачу. О коррупции, об оскоплении  программ под  знаменем  освоения Болонского процесса, о   навязчивых попытках поставить школу под контроль церкви умолчим.

Невнятность политики в области образования – это отражение невнятности видения нашего  настоящего и будущего в целом,   свидетельство отсутствия  так называемой национальной идеи,  хотя бы такой простой и понятной людям, как придумали недавно французы. Тем более что модернизацию  и прочие приоритетные проекты без грамотных и мыслящих людей точно не осилить. Рискну предположить – идея  качественного и  доступного образования для всех   имела бы шанс в отечестве,  и  породила бы не меньший патриотический порыв, чем  напоминание о былых победах российского оружия. Тем более что в этом году, как и прежде, по экспертным оценкам от  2 до 4 миллионов детей не пойдут учиться. Вот бы чем заняться всем миром, в заодно - победить беспризорность,  цифры которой  напоминают  показатели периода гражданской войны, наш национальный позор. Нашлось бы  дело и для олигархов, и для иерархов, и для  последователей  самого известного борца  с беспризорностью, Дзержинского.

А пока – мы собираемся в школу. И это на самом деле замечательно. Потому что в любую  эпоху,  при любом режиме, во всех без исключения уголках земли школа – это свет знания и надежды, это опыт и поиск, это расширение  границ мира, это  устремление в будущее, которое должно стать совершеннее.  Устремление это не всегда  прописано в методических пособиях и учебниках, оно возникает  в процессе жизни. А в российской жизни издавна существуют несколько  параллельных реальностей, очень часто никак не  пересекающихся.    В самые страшные годы экономической трансформации, когда рушились не только экономические, но и  человеческие связи и ценности, бюджетники многих регионов годами не получали зарплаты,   учителя, как  обычно приходили на уроки. Иногда им приносили продукты   редкие работающие родители и местные предприниматели. Чаще – нет. Непонятно вообще, как они жили. Но эти странные люди, в основном женщины,  оставались там, где, как им казалось, они и должны быть. Я знаю довольно много таких. И, думаю, их уроки перевешивают  все то неистинное и вредное, что появилось в нашей школе и нашей жизни.  Как  много лет назад уроки   скромных  сельских  и городских педагогов перевешивали  безнадежную реальность царизма или советского застоя, и воспитывали тех, кто готовил перемены…Как происходит сегодня во многих школах страны.

Давайте же не забывать об этом. И о том, что нам никогда не поздно учиться чувству собственного достоинства, и  умению выбирать, и отстаивать свое право на  этот выбор.

Замечательный день 1 сентября. Просто невозможно не верить в этот день, что у нас все еще наладится.