август 30, 2010
Невнятные школьные реформы не так уж вредны: в России традиционно реальная жизнь протекает независимо от государственных решений.
Итак, выбор сделан. Послезавтра первоклассники пойдут именно в те школы, которые для них выбрали старшие – после мучительных сомнений, споров, поисков, или наоборот, закрыв глаза, следуя воле обстоятельств. Многие подростки впервые переступят порог лицеев и техникумов, о которых мечтали или не знали совсем ничего. Студенты займут аудитории вузов – долгожданных, или нет, ощутят сладость первого серьезного успеха , или будет отбывать повинность, повинуясь желанию родителей, советам друзей или просто не успев разобраться, к чему именно лежит душа… Первому сентября всегда сопутствует ответственное домашнее задание, и проблема выбора - одна из основных. Многовариантность возможностей, возникающих перед современными родителями, или абитуриентами, поистине ошеломляет и способна смутить даже наиболее самоуверенных : действительно, какая школа лучше? Та, что в шаговой доступности от дома или модная экспериментальная, но на другом конце города? Где по старинке целый год осваивают чистописание (это в век компьютеров!) или где вообще не задают на дом? Демократическая, в которую принимают детей нелегальных мигрантов, или по типу закрытого пансиона, обходящаяся в кругленькую сумму ежемесячно? Или просто та, где есть знакомая хорошая учительница? С высшей школой не лучше, от реклам всевозможных вузов и специализаций рябит в глазах, а обещания красочных проспектов не всегда соответствуют реальности, и ожиданиям потребителя.
Первого сентября начинается не просто новый учебный год. Стартует новый виток наших вложений в будущее, определяется вектор перемен, их восприятие обществом. Значение этого дня для стратегических и текущих перспектив развития страны не менее серьезное, чем, показатели прироста валового продукта и урожайности зерновых. В некоторых странах это давно поняли. Не случайно экономные французы - в самый разгар кризиса – выделили неслыханные средства на развитие всех ступеней образования, сделав его максимально доступным абсолютному большинству, провозгласив, что залог стратегического успеха Франции – подготовка высококвалифицированных кадров и широко образованных сознательных граждан. В Финляндии, где, согласно последнему глобальному исследованию, на сегодняшний день учатся самые грамотные и творчески развитые школьники ( несколько лет назад первенство держали советские и потом российские дети), усиливаются программы дополнительных индивидуальных и групповых развивающих занятий, а также – интеграции детей с особенностями развития, на что также повышаются государственные субсидии. Финны не скрывают, что в свое время очень тщательно изучили и восприняли основные позиции советской системы образования, и неуклонно следуют модели всеобщего , обязательного и бесплатного. Финляндия, к слову, недавно была названа страной наиболее комфортного существования человека. На этом фоне отечественные попытки модернизировать сферу выглядят по меньшей мере удивительно – чего стоит последняя инициатива стимулировать экономическую самостоятельность государственных школ путем сокращения бесплатных уроков и установления непонятно откуда взявшихся расценок за дополнительные занятия по родному языку, географии и математике. Впечатление такое, что архитекторы этих новшеств плохо знакомы не только с мировой педагогической практикой, но и законами экономического развития в целом.
Впрочем, реформами нашу школу не запугать. Самый беглый взгляд в историю свидетельствует: попытки перестройки происходили с некоторой цикличностью и более всего напоминали нововведения славных градоначальников города Глупова, которые то революционно вводили в употребление лавровый лист и горчицу, но не менее радикально оные запрещали, - что было с равным энтузиазмом оценено летописцем как очевидные знаки прогресса.
Сколько себя помню, школу перестраивали всегда - сначала обязательная десятилетка, высшая математика и средний балл, потом – перепрыгивание через четвертый класс, из третьего сразу в пятый - одиннадцатилетка и разрешение экстерната в массовом порядке, перетасовка программ и стандартов до почти полного их исчезновения. Затем злополучный ЕГЭ, призванный вроде бы искоренить коррупцию и обеспечить равенство возможностей. Первые же попытки проанализировать результаты привели в ужас самых доброжелательных экспертов - многие отличники по ЕГЭ на поверку не могли без ошибок написать фразу и решить простую задачу. О коррупции, об оскоплении программ под знаменем освоения Болонского процесса, о навязчивых попытках поставить школу под контроль церкви умолчим.
Невнятность политики в области образования – это отражение невнятности видения нашего настоящего и будущего в целом, свидетельство отсутствия так называемой национальной идеи, хотя бы такой простой и понятной людям, как придумали недавно французы. Тем более что модернизацию и прочие приоритетные проекты без грамотных и мыслящих людей точно не осилить. Рискну предположить – идея качественного и доступного образования для всех имела бы шанс в отечестве, и породила бы не меньший патриотический порыв, чем напоминание о былых победах российского оружия. Тем более что в этом году, как и прежде, по экспертным оценкам от 2 до 4 миллионов детей не пойдут учиться. Вот бы чем заняться всем миром, в заодно - победить беспризорность, цифры которой напоминают показатели периода гражданской войны, наш национальный позор. Нашлось бы дело и для олигархов, и для иерархов, и для последователей самого известного борца с беспризорностью, Дзержинского.
А пока – мы собираемся в школу. И это на самом деле замечательно. Потому что в любую эпоху, при любом режиме, во всех без исключения уголках земли школа – это свет знания и надежды, это опыт и поиск, это расширение границ мира, это устремление в будущее, которое должно стать совершеннее. Устремление это не всегда прописано в методических пособиях и учебниках, оно возникает в процессе жизни. А в российской жизни издавна существуют несколько параллельных реальностей, очень часто никак не пересекающихся. В самые страшные годы экономической трансформации, когда рушились не только экономические, но и человеческие связи и ценности, бюджетники многих регионов годами не получали зарплаты, учителя, как обычно приходили на уроки. Иногда им приносили продукты редкие работающие родители и местные предприниматели. Чаще – нет. Непонятно вообще, как они жили. Но эти странные люди, в основном женщины, оставались там, где, как им казалось, они и должны быть. Я знаю довольно много таких. И, думаю, их уроки перевешивают все то неистинное и вредное, что появилось в нашей школе и нашей жизни. Как много лет назад уроки скромных сельских и городских педагогов перевешивали безнадежную реальность царизма или советского застоя, и воспитывали тех, кто готовил перемены…Как происходит сегодня во многих школах страны.
Давайте же не забывать об этом. И о том, что нам никогда не поздно учиться чувству собственного достоинства, и умению выбирать, и отстаивать свое право на этот выбор.
Замечательный день 1 сентября. Просто невозможно не верить в этот день, что у нас все еще наладится.