август 31, 2010
Компания "Центр делового образования 22", бизнесмен Сергей Павлов и алтайский фонд "Содействие" намерены до конца года бесплатно помочь 13 студентам понять, хотят ли они стать предпринимателями, и выявить их способности к организации собственного дела. Социальный проект, в рамках которого планируется реализовать эту инициативу, называется "Школа подготовки молодых предпринимателей". Его бюджет составляет около 65 тыс. рублей. Организаторы рассчитывают, что их методики будут более эффективны, чем традиционные вузовские, так как нацелены на практику и конкретные действия в настоящем.
Школьники.
Михаил Хаустов
Проблемы современного высшего образования наверняка известны всем выпускникам вузов: излишнее внимание к теории и минимум времени на практику, трансляция фундаментальных знаний, которые сложно применить к конкретному делу, и явный недостаток обучения практическим навыкам. Все они характерны и для экономических факультетов, выпускники которых и должны, по идее, работать в бизнесе, — к такому выводу пришли участники "круглого стола" "Молодежь и предпринимательство", который состоялся весной текущего года. А что касается обучения именно предпринимательской деятельности, ориентированного на студентов, то в крае его как такового нет. Есть только небольшие курсы по основам предпринимательства на некоторых факультетах.
В этой свободной нише и решили реализовать образовательный проект Алтайский краевой фонд поддержки социальных инициатив "Содействие", "Центр делового образования 22" и директор рекламного агентства "Галерея" (Новоалтайск) Сергей Павлов. По словам автора проекта, бизнес-тренера "Центра делового образования 22" Татьяны Сковоронской,ей хорошо известны проблемы, с которыми сталкиваются люди, начинающие свой путь в бизнесе, — она регулярно общается с ними на тренингах.
"В вузе дается очень много различной информации, которую нужно запомнить, — говорит она. — При этом студентам зачастую непонятно, как эта информация работает, как применима к реальности. И поэтому знания остаются невостребованными. Возможностей для реализации идей сейчас предостаточно. Проблемы в мотивации, в самоопределении молодых людей — выпускники зачастую сами не знают, чего они хотят и что могут. А чтобы это понять, нужно попробовать сделать что-то и посмотреть на людей, которые уже работают в данной области".
"Школа подготовки молодых предпринимателей" рассчитана на студентов четвертого и пятого курсов АлтГУ и АлтГТУ любых специальностей. Заявки на участие в обучении принимаются в "Центре делового образования 22" уже сейчас. В сентябре-октябре претенденты пройдут тестирование и собеседование с психологом. В результате этих мероприятий будут выбраны 13 человек, которые, по мнению экспертов, наиболее склонны к предпринимательской деятельности.
В течение последующих двух с половиной месяцев студенты пройдут три этапа обучения. Занятия по каждому из них займут два-три дня. В промежутках между ними участники будут разрабатывать и реализовывать собственные проекты. Планируется, что занятия будут включать в себя игры, тренинги, встречи с предпринимателями, топ-менеджерами компаний, а также с авторитетными специалистами-практиками, которые не прочь создать свое дело, но что-то мешает им воплотить мечты и планы в реальность.
Все это должно помочь участникам школы осознать, кем они хотят стать. "Предпринимательство предполагает жизнь в постоянной неопределенности. Человек должен сам придумывать и реализовывать свою деятельность и нести за это ответственность. Очень немногие люди реально на такое готовы. Большинству комфортнее устроиться на работу и выполнять задания начальника. Ведь даже работа топ-менеджера и предпринимателя отличается, несмотря на кажущееся сходство. У первого есть указания, что нужно сделать, каких показателей добиться. Второй все решает самостоятельно", — говорит Татьяна Сковоронская. По ее словам, можно проверить студента на склонность к предпринимательской деятельности, попросив его представить себя через 10 лет. "Если человек представляет себя в спокойствии и комфорте, то это явно установки, противоречащие реальности бизнеса", — поясняет она.
Результатом обучения должны стать проекты, созданные студентами не на бумаге, а в жизни. Каждый участник попробует не просто создать проект, но и совершить несколько шагов на пути его реализации. "Люди многое откладывают. Мы хотим, чтобы участники школы попробовали что-то сделать не потом, а во время обучения. В этом и будет состоять его суть. Не просто придумать, но и сделать. Ведь последнее для студентов, получающих традиционное образование, и есть самое трудное", — считает г-жа Сковоронская.
Для студентов обучение будет бесплатным. Часть средств (12,5 тыс. рублей) на реализацию проекта организаторы получили в виде гранта администрации края в сфере молодежной политики. Остальную сумму они намерены собрать. В настоящее время ведется работа с вузами и практикующими специалистами по вопросу участия в проекте.
Директор рекламного агентства "Галерея" Сергей Павлов уже около 10 лет работает в бизнесе. Такой же стаж у него и в преподавательской деятельности — он является доцентом кафедры социальной работы Алтайского госуниверситета. В интервью он рассказал, почему выступил одним из организаторов проекта "Школа подготовки молодых предпринимателей".
— Сергей Николаевич, обычно предприниматели отдают все свое время и силы развитию бизнеса. Времени на другую деятельность у них не остается. Как вам удается совмещать бизнес с преподаванием в вузе?
— Я долгое время думал, что для меня приоритетно — бизнес или преподавательская работа. И со временем понял, что здесь приоритетов нет. Мне дорого и то, и другое. И меня, наверное, нельзя отнести к типичным предпринимателям. Я не ставлю перед собой цели быстро развивать свой бизнес, наращивать капитал, завоевывать рынки. Из-за этого у меня даже разрывались отношения с партнерами. Я руководитель небольшого предприятия, работающего в сфере наружной рекламы в Новоалтайске, где этот рынок еще не сформировался. И мне этого достаточно. Хотя не исключаю, что со временем все может измениться.
— Почему вы стали одним из инициаторов проекта?
— Одновременная работа в бизнесе и вузе дает понимание того, какие требования к выпускникам предъявляют работодатели и как функционирует классическая система образования. Как правило, при устройстве на работу выпускникам приходится в корне менять свою систему мышления. К ним на работе предъявляют требования, которых они не ожидали. Поэтому многие работают без удовольствия, просто маются. Люди вроде и умные, а куда приложить свой ум, не знают. Традиционное образование создает хороших консультантов, которых у нас сейчас много. Но они сапожники без сапог. То есть сами проекты не реализуют, но вроде бы знают, как это делается.
"Школа подготовки молодых предпринимателей" предполагает как раз обучение действию. Нужно, чтобы человек почувствовал, что происходит после того, как он что-то сделал. Я знаю, что как минимум треть современных студентов во время учебы в вузе самостоятельно организуют еще какую-то деятельность. Есть еще часть студентов, которые при правильном обучении тоже могли бы это делать.
— Как вы планируете мотивировать других предпринимателей принять участие в проекте, если заведомо известно, что оплачиваться их работа не будет?
— Студенты — это наиболее свободная часть населения. У них еще нет проблем, которыми обременены взрослые люди, а потому всегда море идей, которые могли бы быть интересны бизнесу. У предпринимателей же зачастую есть средства для реализации идей, но сами они уже редко что-то придумывают.
1603 безработных жителя края в 2010 году стали предпринимателями по госпрограмме самозанятости.