сентябрь 1, 2010
Лариса Хомайко, обозреватель.
Анна Зайкова
– …И сколько тебе лет?
– Пять. Не веришь? Что ли не веришь, что человеку пять лет, а он читать умеет?
– А ты уже читаешь?
– Читаю. Сначала с ремнем читал, а теперь без ремня!
Ремень нас удивил, мягко говоря. Мы-то хорошо знаем бабушку пятилетнего читателя, интеллигентную, как Елена Боннер, педагога в бог знает каком поколении, – учителя в их семье были еще до революции.
– Расскажите-ка нам, – говорим мы ей, – про свои педагогические технологии.
– Знаете, есть такая история про блокнот начинающей учительницы: "Первое. Законспектировать Ушинского. Второе. Законспектировать Песталоцци. Третье. Выпороть Петьку". Какие-то чудеса творит этот ремень. Вот просто кладешь его на край стола, и ребенок становится таким прилежным и сообразительным…
В советской средней школе нам все время напоминали, что в мире в той или иной форме существует ремень: "…и сверху походило на лекало. Одна большая няня отсекала все то, что в детях лезло наугад". Сейчас про него чаще напоминают учителям – и не сказала бы я, что образование в нашей стране от этого улучшилось. Многие школьные истории, которые рассказывали нам в этом Году учителя, были как минимум печальными – и все равно. Все равно радуешься, когда 1 сентября видишь надутых от важности первоклассников с яркими осенними букетами в руках. Это как записка из собственного детства – когда мир еще такой новый и увлекательный и ты даже не сомневаешься, что обязательно станешь космонавтом, – в космосе кормят из тюбиков и можно спать на весу.
Мы поздравляем всех первоклассников и особенно их родителей, которым тоже предстоит 10 лет учить языки и формулы. Будьте счастливы.